Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 АВТОРЫ

Андрей Гудимов

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

обсудить в форуме

01 сентября 2008

Андрей Гудимов

Карачаево-Черкесия теряет вице-президента

4 сентября 2008 года ожидается инаугурация нового президента Карачаево-Черкесской республики Бориса Сафаровича Эбзеева. Новый Президент Карачаево-Черкесской республики (КЧР) принесет присягу и с этого момента официально приступит к исполнению обязанностей высшего должностного лица республики – Главы исполнительной власти КЧР. 5 августа 2008 года Парламент республики одобрил его кандидатуру, внесенную 30 июля 2008 года на рассмотрение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской республики (НС КЧР) Президентом РФ Д. Медведевым.

В связи с тем, что Б. Эбзеев "ушел" в президенты КЧР из состава членов Конституционного Суда России и, несомненно, является высококвалифицированным юристом, особенно в области основного закона Российской Федерации – Конституции РФ, а при проведении процедуры утверждения его кандидатуры в парламенте КЧР возникли некоторые нарушения отдельных статей Конституции Карачаево-Черкесской республики, в какой-то степени ущемляющие права нового президента КЧР, что Б. Эбзеев не мог не отметить, но никак не отреагировал, у экспертного сообщества возникли предположения о возможной ликвидации поста Вице-президента КЧР в структуре исполнительной власти Карачаево-Черкесии. И очевидно такие предположения не беспочвенны.

В Карачаево-Черкесии фактически произошло нарушение требований Конституции КЧР выраженное Статьей 77. п. 1. (Вице-президент Карачаево-Черкесской Республики избирается одновременно с Президентом Карачаево-Черкесской Республики. Кандидатуру вице-президента Карачаево-Черкесской Республики предлагает кандидат на должность Президента Карачаево-Черкесской Республики).

Новый Вице-президент КЧР должен был утвержден еще 5 августа 2008 года, на той же сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР, когда было проведено утверждение нового Президента Карачаево-Черкесской республики.

Даже если предположить то, что случилось маловероятное и нарушения конституционных прав нового Президента КЧР в "запарке" просто не заметили, то сразу после сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР Государственно-правовое управление Президента КЧР должно было уведомить Б.Эбзеева о необходимости внесения кандидатуры нового Вице-президента на рассмотрение в Парламент КЧР, до официального вступления Б. Эбзеева в должность Президента КЧР.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что пост Вице-президента Карачаево-Черкесской республики новому Президенту КЧР "не нужен". Однако, в этом случае возникает множество вопросов, которые без изменения основного закона Карачаево-Черкесии – Конституции КЧР не решить.

Кроме того, дополнительно существует и несколько иная проблема довольно серьезная для народов республики. Суть её в том, что в негласном распределении "портфелей" в Карачаево-Черкесии уже сложилась определенная традиция, согласно которой Президент – карачаевец, Премьер – черкес, а пост Вице-президента закреплен за русскими. И "движения" вокруг этого поста, скорее всего не оставят равнодушными ни русское, ни казачье население республики. Хотя эта должность и являлась до сих пор "пятым колесом" в телеге исполнительной власти республики, но при применении определенной технологии эту должность можно наполнить властным содержанием, не меняя при этом Конституции КЧР. Возможно, что кого-то это беспокоит. То, что подобная тема весьма важна для народов Карачаево-Черкесии, нашло прямое отражение в Конституции КЧР. Так в Статье 92. п. 3. Конституции республики содержится прямое требование формировать Президиум Правительства Карачаево-Черкесской Республики из членов Правительства с учетом национального представительства, а в Статье 83. п. 2. – требование формировать Персональный состав Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики также именно с учетом национального представительства.

Вступление в должность

В связи с утверждением 5 августа 2008 года Народным Собранием (Парламентом) КЧР нового Президента Карачаево-Черкесской республики и начавшейся процедуре вступления нового президента республики в должность, возникает вопрос о заместителе Президента КЧР на случай "непредвиденных" ситуаций.

Конституция КЧР в Статье 76. п. 3. дает недвусмысленное указание на этот счет – Во всех случаях, когда Президент Карачаево-Черкесской Республики не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет вице-президент Карачаево-Черкесской Республики.

Следовательно, в соответствии с требованиями Конституции КЧР в структуру исполнительной власти КЧР должен быть введен пост Вице-президента КЧР. Это тем более необходимо, что на основании требования Статьи 76. п. 3. (В тех случаях, когда Вице-президент не в состоянии исполнять обязанности Президента Карачаево-Черкесской Республики, их временно исполняет Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики) Председатель Правительства КЧР может временно исполнять обязанности Президента лишь в случае "когда Вице-президент не в состоянии исполнять обязанности Президента Карачаево-Черкесской Республики".

Однако, старый порядок избрания Вице-президента КЧР применен быть не может, так как изменена и процедура избрания Президента КЧР. Ранее Вице-президент КЧР избирался в паре (совместно) с Президентом КЧР на основе прямых выборов избирателей Карачаево-Черкесии – Статья 77. п. 1. (Вице-президент Карачаево-Черкесской Республики избирается одновременно с Президентом Карачаево-Черкесской Республики. Кандидатуру вице-президента Карачаево-Черкесской Республики предлагает кандидат на должность Президента Карачаево-Черкесской Республики).

В настоящее время, в связи с реформой государственной власти в Российской Федерации, Президент КЧР фактически избирается Народным Собранием (Парламентом) КЧР, а его кандидатура вносится в Парламент Президентом РФ. Следовательно, по аналогии, Народным Собранием (Парламентом) КЧР должна так же утверждаться и кандидатура Вице-президента КЧР.

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что по духу требований Конституции КЧР (подразумевалось одновременное вступление в свои должности и Президента и Вице-президента КЧР – Статья 77. п. 1.) кандидатура Вице-президента КЧР, после внесения её на рассмотрение в НС КЧР Президентом КЧР, фактически должна быть утверждена Парламентом республики до момента вступления в должность нового Президента КЧР.

В Статье 84. п.к.; п.л. [1] Конституции КЧР также дается прямое указание на то, что процедура проведения необходимых действий находится в ведении Парламента КЧР.

Фактически вступление в должность Вице-президента КЧР должно произойти после дачи согласия Президенту Карачаево-Черкесской Республики Парламентом КЧР на назначение на должность Вице-президента Карачаево-Черкесской республики.

Как уже отмечалось, пока не выполнено требование Конституции КЧР (Статья 77. п. 1.) об избрании Вице-президента Карачаево-Черкесской Республики одновременно с Президентом Карачаево-Черкесской Республики. Кандидат на должность Президента Карачаево-Черкесской Республики до сих пор не предложил Парламенту республики кандидатуру нового вице-президента республики. Однако, если новый Вице-президент КЧР был не утвержден 5 августа 2008 года, на той же сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР, когда было проведено утверждение нового Президента Карачаево-Черкесской республики, то он должен быть утвержден не позднее 4 сентября 2008 года. В противном случае нарушаются права вновь избранного Президента КЧР, на нахождение в структуре исполнительной власти его первого заместителя.

Возникшее нарушение Конституции республики по цепной реакции последовательно вызвало и нарушение требований Статьи 77. п. 6. Конституции КЧР – Вице-президент Карачаево-Черкесской Республики слагает полномочия перед вновь избранными Президентом и Вице-президентом Карачаево-Черкесской Республики. Фактически дефис "и" в этом контексте дает правовое основание пока все еще действующему Вице-президенту КЧР продолжать исполнять свои обязанности. Хотя в соответствии с духом Статьи 77. п. 6. он должен снять с себя властные полномочия.

Несомненно, во всех этих нарушениях Конституции КЧР основная "заслуга" Государственно-правового управления Президента КЧР, которое было обязано, еще при внесении Президентом России кандидатуры на пост Президента КЧР в Народное Собрание (Парламент) КЧР, уведомить кандидата в Президенты КЧР о его праве и обязанности, в соответствии с требованием Конституции КЧР, вынести на рассмотрение той же сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР кандидатуру нового Вице-президента Карачаево-Черкесской республики.

Определенная вина за нарушение Основного закона КЧР ложится на пока еще действующего (до 4.09.2008 года) Президента КЧР М. Батдыева, так как именно Президент Карачаево-Черкесской республики (и никто иной), до начала судьбоносной сессии Парламента КЧР облеченный ВСЕМИ полномочиями президентской власти, в соответствии со Статьей 68. п. б., обеспечивал... точное и неукоснительное соблюдение Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики. Его, безусловно, также должно было предупредить о возможной правовой коллизии Государственно-правовое управление Президента КЧР, но вероятнее всего это сделано не было.

Доля вины в сложившемся положении лежит и на Управлении федеральной регистрационной службы РФ по КЧР, и на Прокуроре КЧР, которые сразу после прошедшей сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР, в связи с обнаружившимися нарушениями основного закона КЧР, были обязаны уведомить вновь избранного Президента КЧР о данном нарушении Конституции КЧР.

Но возможно, все упирается в реальную компетенцию указанных органов власти.

Устойчивость к отставке

Следует особо отметить некую особенность поста вице-президента КЧР. В следствие того, что в Конституции КЧР, в отношении Президента КЧР (Статья 84 п.м.), Председателя Правительства КЧР и иного члена Правительства КЧР (Статья 84 п. ц.; Статья 89 п. 1, п. 2, п. 3.) есть указание на возможность вынесения Парламентом республики решения о недоверии, а в отношении Вице-президента КЧР таких ссылок нет, то следовательно Парламент освободить от должности (отправить в отставку) Вице-президента КЧР не может.

Народное Собрание (Парламент) КЧР не может выразить ему недоверие еще и потому, что Вице-президент не является членом Правительства КЧР (Статья 91 п. 1, п. 2.).

Статус поста Вице-президента КЧР

На основании требования буквы и духа статей Конституции КЧР Вице-президент КЧР обладает определенными потенциальными возможностями, которые при желании, либо с согласия Президента КЧР могут быть реализованы.

Вице-президент КЧР является вторым по статусному положению высшим должностным лицом в Карачаево-Черкесской республике исполняющим обязанности государственной власти.

Статусное положение Вице-президента КЧР определяется в основном законе КЧР – Конституции КЧР. В соответствии со Статьей 63. п. 1. [2] и Статьей 76. п. З. [3] по статусному положению Вице-президент КЧР находится между Президентом КЧР и Председателем Правительства КЧР.

Вице-президент КЧР являющийся прямым заместителем Президента КЧР, высшего должностного лица республики, таким образом, является Заместителем Главы исполнительной (государственной) власти республики, в то время как Председатель Правительства КЧР замещает Президента КЧР лишь в случае непреодолимых форсмажорных обстоятельств.

В тоже время, постоянно действующий высший орган государственной власти КЧР [4] – это именно Правительство КЧР. И, следовательно, по духу и смыслу Конституции КЧР Вице-президент является НЕПОСРЕДСТВЕННЫМ руководителем (начальником) Правительства КЧР, а Президент КЧР – прямым.

В Статье 95. п. 2. прямо сказано – Правительство Карачаево-Черкесской Республики ответственно перед Президентом Карачаево-Черкесской Республики.

Но в Конституции КЧР НИГДЕ прямо НЕ сказано, что Председатель Правительства КЧР ВОЗГЛАВЛЯЕТ Правительство КЧР. Определенно сказано лишь то, что он лишь организует работу Правительства КЧР и только лишь определяет основные направления деятельности Правительства (Статья 93). Таким образом, Председатель Правительства КЧР является по своему положению всего лишь специалистом-менеджером ПРИ (!!!) Правительстве КЧР. Главой же исполнительной власти является Президент КЧР. Более того, он формирует Правительство КЧР, на основании указаний Статьи 69. п.е. (Президент Карачаево-Черкесской Республики... формирует Правительство Карачаево-Черкесской Республики).

Заместителем главы исполнительной власти является Вице-президент КЧР. В отсутствие Президента КЧР именно Вице-президент глава исполнительной власти республики. Такое статусное положение Вице-президента КЧР и Председателя Правительства закреплено основным законом КЧР – Конституцией КЧР.

Полномочия вице-президента и порядок их осуществления определяются законом Карачаево-Черкесской Республики (Статья 77. п. 5.). Полномочия председателя Правительства КЧР также определяются законом КЧР (Статья 91. п. 3 применение которой [5] вытекает из положений Статьи 91. п.2;[6])

Но это уже вторично по отношению к основному закону республики – Конституции КЧР.

И Президент и Вице-президент КЧР не входят в состав Правительства КЧР. Но фактически контролируют его деятельность. Вице-президент осуществляет эту деятельность в соответствии со Статьей 76. п. 2. [7] И в этом случае его Деятельность ограничена требованиями Статьи 76. п. 4. [8]

В соответствии со Статьей 69. п. н. Президент Карачаево-Черкесской Республики... формирует Администрацию Президента Карачаево-Черкесской Республики, определяет ее правовой статус и структуру и то, что Вице-президент КЧР является его заместителем (Статья 76. п. З.), говорит также и в пользу того, что и Администрация Президента КЧР может быть подконтрольна Вице-президенту КЧР и непосредственно возглавляться им же.

Изменение Конституции КЧР

Несомненно то, что основной закон КЧР – Конституция Карачаево-Черкесской республики в настоящее время имеет ряд противоречивых требований и нуждается в серьезной корректировке. И инициировать их должен именно новый Президент КЧР, так как именно Президент КЧР в соответствии со Статьей 68. п. б. обеспечивает... точное и неукоснительное соблюдение Конституции и законов Карачаево-Черкесской Республики.

Внесение основополагающих изменений в основной закон КЧР совпадающих с моментом вступления в должность нового Президента КЧР это скорее и моральное право, и почетная обязанность Президента.


[1] Статья 84. К ведению Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики относятся:
к) установление структуры исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики;
л) дача согласия Президенту Карачаево-Черкесской Республики на назначение на должность вице-президента Карачаево-Черкесской Республики... (с определенной оговоркой – ...в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 77)

[2] Статья 63. п. 1. Президент Карачаево-Черкесской Республики является высшим должностным лицом Карачаево-Черкесской Республики и главой исполнительной власти

[3] Статьей 76. п. З. Во всех случаях, когда Президент Карачаево-Черкесской Республики не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет вице-президент Карачаево-Черкесской Республики. В тех случаях, когда Вице-президент не в состоянии исполнять обязанности Президента Карачаево-Черкесской Республики, их временно исполняет Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

[4] Статья 91. п. 1. Правительство Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики

[5] Статья 91. п. 3. Организация и деятельность Правительства Карачаево-Черкесской Республики определяется законом Карачаево-Черкесской Республики.

[6] Статья 91. п. 2. Правительство Карачаево-Черкесской Республики состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров.

[7] Полномочия Президента Карачаево-Черкесской Республики прекращаются досрочно в случае: а) его смерти; б) его отставки в связи с выражением ему недоверия Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики; в) его отставки по собственному желанию; г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации; д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; и) утраты им гражданства Российской Федерации: к) его отзыва избирателями Карачаево-Черкесской Республики на основаниях и в порядке, установленных федеральным законом и законом Карачаево-Черкесской Республики

[8] Исполняющий обязанности Президента Карачаево-Черкесской Республики не имеет права роспуска Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и принятия решения об отставке Правительства Карачаево-Черкесской Республики, назначать или освобождать от должности Председателя Правительства, его заместителей, руководителей других органов исполнительной власти республики, награждать государственными наградами Карачаево-Черкесской Республики, присваивать почетные звания Карачаево-Черкесской Республики, представлять к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий Российской Федерации, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Карачаево-Черкесской Республики и требовать проведения внеочередного заседания Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики

НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования