Михаил Денисенко, заместитель директора "Института демографии" ГУ-ВШЭ
о предложении привязать миграционные квоты к конкретным предприятиям:
Рабочая сила из стран СНГ квотируется. Главная проблема заключается в том, что предприятие, которое заявило о потребности в иностранной рабочей силе и по заявке которого формируется квота, не обязательно получит работников. Иностранцы, получив разрешение на осуществление трудовой деятельности в миграционной службе, часто уходят работать к предпринимателям, которые не подавали заявку на привлечение работников из стран СНГ. В этом плане желание связать предприятия и квоты, или, иначе говоря, спрос и предложение на труд иностранных рабочих, обосновано. В нынешних условиях мигранты действительно должны работать на тех предприятиях, которые открыли им возможность приехать в Россию. С разных точек зрения лучше, когда мигранты, которые приезжают из стран СНГ, примерно знают, где именно они будут работать, а не будут искать работу по приезду в РФ с помощью теневых структур или местных диаспор.
Однако следует отметить, что целесообразность использования квот с существующим порядком их формирования вызывает сомнения. Фактически процедура принятия квот и ее утверждение – это дополнительные бюрократические процедуры, затрудняющие взаимодействие работодателя и работника. Менять квоты на рабочие визы нецелесообразно. Во-первых, это приведет к резкому удорожанию рабочей силы, во-вторых, к увеличению незаконной миграции, в-третьих, к нежелательным внешнеполитическим последствиям, т.е. отношениям между странами СНГ. В настоящее время у нас с большинством стран Содружества – безвизовое пространство. Получение визы всегда связано с временными и финансовыми издержками. Когда в страну ежегодно приезжает несколько миллионов человек, консульские отделы просто утонут в работе.
Но менять существующую систему квот, вообще, необходимо, потому что она не работает. Предприятия не получают ту рабочую силу, на которую подают заявки. Кроме того, до сих пор не решена проблема значительной части трудовых мигрантов, которые работают у физических лиц. Ведь та квота, которая устанавливается сейчас, не удовлетворяет реальную потребность в иностранной рабочей силе на российском рынке труда.
С моей точки зрения, отмена квот помогла бы решить существующие противоречия. Работодатель и работник могут и должны непосредственно договариваться друг с другом. Для этого между Россией и странами СНГ должен быть открытый рынок труда. Конечно, предприятиям следует расширить практику найма рабочей силы в странах происхождения мигрантов. Конечно, здесь между работодателем и работником должны быть посредники, которые выполняют функции по найму и предоставлению информации о вакансиях и работниках. Например, российские службы занятости, которые могли бы выполнять аналогичные функции по найму в странах СНГ, и частные агентства занятости.
Открытый рынок труда возможен, и к нему надо стремиться. Но сначала нужны некоторые преобразования. Так в постсоветский период разрыв между республиками по экономическим и социальным характеристикам населения увеличился. Это видно по тем мигрантам, которые приезжают в Россию: они хуже знают язык, обладают более низкой квалификацией и уровнем образования, чем те мигранты, которые приезжали в Россию после развал СССР в 1990-е гг. Причем все эти характеристики ухудшаются год от года. Так что прежде, чем открывать рынок, надо приостановить эти негативные тенденции.
Предпосылок для его создания с каждым годом все больше и больше. Во-первых, безвизовый режим пересечения границы между странами СНГ и реальный многомиллионный миграционный обмен работниками, который, к сожалению, в большинстве случаев приобретает незаконную форму.
Во-вторых, отечественный рынок труда вряд ли сможет обойтись без иностранной рабочей силы. В ближайшей перспективе ежегодно число трудоспособного населения будет сокращаться на миллион человек. До 2025 года число лиц "рабочего" возраста сократится на 14 – 15 млн, как минимум. При этом значительная часть россиян не хотят работать в ряде отраслей экономики с тяжелыми условиями или не престижным характером труда.
Кстати, мы можем использовать международный опыт. Так Евросоюз, после вхождения в него стран Восточной Европы, установил своего рода "карантинный период" для национальных рынков труда: в течение нескольких лет выходцы из Польши или Венгрии не могли свободно работать в Германии, Дании, Швеции. В течение этого периода население стран Восточной Европы должно было подготовиться к выходу на рынки труда стран Западной Европы. Источник: Slon.ru
|