Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 ПЕРСОНАЛИИ
Владимир Слуцкер

Владимир Слуцкер

 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

07 февраля 2007

Владимир Слуцкер: Ситуация в области межнациональных отношений в России находится на грани между очень сложной и критической

События в Кондопоге вызвали серьезную обеспокоенность у политиков, общественных деятелей и экспертов. Об актуальных проблемах межнациональных отношений и подготовке новой редакции Концепции государственной национальной политики в интервью "ИНТЕРФАКСУ" рассказал Владимир Слуцкер – член Совета Федерации РФ, заместитель Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при верхней палате парламента.

Как эксперт по межнациональным отношениям, скажите возможно ли повторение событий, которые имели место в Кондопоге?

– Если мы ничего не будем делать, если наши подходы и формат наших действий не изменятся, то нам следует ожидать явлений хуже, чем Кондопога. Считалось, что национализм в России никогда не примет массового масштаба, что возможны лишь отдельные проявления со стороны маргинальных групп, большей частью фашиствующих элементов

Сама постановка вопроса напоминает ситуацию с дождем – является ли дождь совокупностью отдельных капель? Являются ли осадки в виде отдельных капель суммой случайных явлений или это закономерный процесс? Думаю, те, кто находятся под дождем, считают это процессом.

То же самое и с шовинизмом, религиозной враждой, расовой нетерпимостью. Те, кто хочет приукрасить ситуацию – в силу своего непонимания или намеренно – склонны считать все происходящее в национальной сфере "отдельными проявлениями". Кто хочет изменить ситуацию в лучшую сторону, для будущего страны – видят общие угрожающие тенденции.

Насколько серьезна ситуация в области межнациональных отношений?

– Я бы сказал, сегодня она на грани между очень сложной и критической. Когда мы оцениваем процесс, мы должны прогнозировать его перспективу. Определение "критическая" здесь означает, что характер процессов в межнациональной сфере после определенной точки времени может непоправимо измениться. Вернуться к старым параметрам будет очень сложно, если не невозможно.

Какие конкретные действия необходимо предпринять?

– Для начала, нужен национальный аналитический доклад – с объективной оценкой текущей ситуации, не драматизируя ее, но и одновременно не недооценивая. Трудно победить врага, не зная его сил. В докладе должна быть предложена модель межнациональных отношений в России в будущем – к чему мы хотим прийти, а также формат национальной политики, своего рода "мостик" между "сегодня" и "завтра" на переходный период примерно в три-четыре года.

Объединенная Комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации в состоянии подготовить такой доклад, возможно, совместно с Министерством регионального развития РФ.

Недавно мы договорились создать согласительную группу для выработки новой редакции Концепции государственной национальной политики.

Может быть, группы недостаточно, и необходим мощный координирующий орган? Не стоит ли воссоздать Министерство по делам национальностей и назначить нового вице-премьера – куратора?

– Сегодня все концепции в области национальной политики, в целом, ясны. Они все высказаны, артикулированы. Начиная от "крайне левых" и до "крайне правых". Первоочередной политической задачей является выбор из этих концепций. А новое ведомство, которое можно создавать или не создавать, должно быть инструментом для реализации выбранной концепции.

Сегодня официальная позиция государства – это новая концепции национальной политики, которую подготовило министерство регионального развития и к которой недавно присоединилась ваша объединенная комиссии при Совет Федерации.

На самом деле, наша комиссия их довольно сильно раскритиковала. В концепции Минрегионразвития отсутствуют два базовых элемента – идеология и стратегия. Но видение министерства действительно совпадает с нашим. Это выбор такой национальной политики, которая приведет к консолидации общества в рамках российского государства.

Потому что сегодня доминирует представление о национальной политике, оставшееся с советских времен – как процветание и сохранение малых наций и народностей, их самобытности, языка, культуры, истории. Сегодня это совсем не так, это – не главное.

Речь идет не о выживании малых наций внутри России, а о выживании всей страны в том глобальном национально-религиозном кризисе, которым охвачен весь мир. Этот конфликт цивилизаций проектируется и на Россию, хотя многовековые традиции мирного добрососедства этносов и конфессий на территории нашей страны пока держатся.

Как же решить такую глобальную проблему?

– Без создания соответствующего ресурса – экспертного, кадрового, административного – на всех уровнях государственной власти, начиная с администрации президента и заканчивая конкретными механизмами приведения в действие на местах, такую задачу действительно не решить. Сегодня этого ресурса нет.

Как быть со случаями ксенофобии и экстремизма, если милиция, прокуратура, судебная власть порой борются с этим явлением "слишком мягко"?

– Я считаю, что сегодня в распоряжении правоохранительных органов есть весь необходимый диапазон нормативных актов. Имеющиеся законы достаточны для принятия жестких мер, для пресечения тех возмутительных фактов, которые мы видим. Однако этого не происходит или происходит в редких случаях и с большими проблемами.

Не будем забывать, что наши органы, работающие в них сотрудники, – часть нашего общества. Какое сегодня общественное сознание у страны, такое оно и у правоохранителей. И не надо надеяться, что за год или два оно изменится к лучшему само по себе.

Поэтому надо заполнять разрыв в сознании административными директивами и мерами. А за их неисполнение – строго наказывать. Это уже относится к уровню исполнительной воли.

Совет Федерации провел парламентские слушания по миграционной политике и миграционному законодательству. Там обсуждался "национальный вопрос"?

– Конечно. Сегодня массовая миграция – это серьезный негативный фактор в обострении межнациональных отношений. Большинство моих коллег в объединенной комиссии считают, что "растаскивать" миграционную и национальную политику в разные стороны, как это прелагают некоторые, никак нельзя. Думаю, что это путь к еще большему обострению конфликтов.

Мы предлагаем рассматривать миграционные процессы как составную часть национально-религиозных отношений. И если руководствоваться им, тогда надо подходить к проблеме миграции комплексно, внимательно прогнозируя и планируя каждый шаг в отношении мигрантов. Все миграционные потоки в Россию в основном приходят из тех стран, которые были частью или Российской империи, или Советского Союза.

Поэтому любое регулирование в отношении мигрантов неизбежно отражается на национально-конфессиональных настроениях и взаимоотношениях не только в той стране, из которой приходит миграционный поток, но и в нашей. Дергать за "миграционную струну", не понимая, что она имеет две точки закрепления – внутри России и за ее пределами, – наивно.

7.02.2007

Источник: Интерфакс


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования