Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 АВТОРЫ
Олег Кусов

Олег Кусов

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

обсудить в форуме

02 апреля 2007

Олег Кусов

Кабардино-Балкария: общая судьба двух разных народов

Кабардино-Балкария оказалась более долговечной, чем другие этнически "парные" республики в России. Карело-Финская, Чечено-Ингушская республики ушли в историю. Долгано-Ненецкий (Таймырский) и Ханты-Мансийский автономные округа ныне входят в составе соответственно Красноярского края и Тюменской области. Карачаево-Черкессии всего лишь 17-й год. Автономное образование кабардинцев и балкарцев существует с 1922 года (исключая 13 лет депортации балкарцев в Казахстан и Киргизию). Хотя безоблачной историю этой республики назвать нельзя. Наиболее серьёзным испытаниям (помимо, конечно, депортации) она подверглась в начале 1990-х годов, когда поочередно национальные съезды балкарцев и кабардинцев объявили о создании своих республик, а власти даже заявили о готовности приступить к демаркации административной границы. Пока собирались проводить черту, впервые избранному прямым голосованием президенту Валерию Кокову удалось убедить этнические элиты в необходимости сохранить республику. В середине 1990-х годов лидеры балкарцев вновь подняли вопрос об образовании отдельной республики. Но на этот раз укрепившейся во власти президент Коков использовал против сепаратистов одинаково умело как кнут, так и пряник. На одних балкарских лидеров было оказано давление, другие получили престижные должности. В любом случае, в тот период Кокова называли в республике единым общереспубликанским лидером. Этому способствовала, главным образом, положительная социально-экономическая динамика в республике, а не жёсткие меры в отношении этнической оппозиции. Хотя в целом эпоха перемен стала испытанием для единства республики.

Большой опыт кабардино-балкарского сотрудничества помогал двум народам выходить из многочисленных тупиков. Это этническое сотрудничество началось не в 1922 году, когда была образована этнически "парная" автономная область, получившая в 1937 году статус республики. Два народа уже имели общее административное образование во второй половине XIX века – сперва Кабардинский, а затем Нальчикский округ. Но и до этого существовали крепкие кабардино-балкарские политические, социально-экономические и духовные связи. Создавая "парную" автономию, большевики по сути опирались на этот исторический опыт совместного проживания соседних этносов.

Земля, хозяйственная деятельность и религия – вот что, главным образом, на протяжении веков сближало кабардинцев и балкарцев. В первой половине XX века главным объединяющим мотивом стала советская идеология интернационализма. Далеко не всегда эта идеология была тонкой. Потому и продержалась не так долго.

Поскольку издревле балкарцы проживали в горах, а кабардинцы на равнине, у первых было много свободных рук, а у вторых – земли. Балкарцы арендовали участки, покупали их, охотно нанимались на сезонные работы. Земля давала им рожь и пшеницу, использовалась под пастбища, сенокосы. Торговые отношения зарождались ещё примерно в XVII веке и в начальный период почти не знали денег. Горцы меняли скот, шерсть, прялки, бурки, шкуры медведей, лисиц, куниц на хлеб, соль, мёд, оружие, которых у жителей равнины было в избытке. Затем появились деньги и, соответственно, коммерсанты, увозящие изделия балкарских мастеров из шерсти в другие регионы Северного Кавказа. Историк Г. Мамбетов рассказывает, что во второй половине XIX века скотоводы-балкарцы закупали большими партиями ножницы для стрижки овец, производимые знаменитыми кабардинскими умельцами Видживыми.

Как утверждают кабардинские и балкарские историки, в тот период горцы и равнинные жители вместе пасли свои отары и табуны. Часто использовался такой поземельный институт как бегенда. Кабардинцы брали у балкарцев скот, вместо денег предоставляя в аренду земельные участки. Срок аренды определялся полученным с земли урожаем, который в денежном выражении должен был соответствовать стоимости скота.

Происходило взаимопроникновение языков и традиций, появлялись, как сейчас говорят, межнациональные браки. Кабардинцы и балкарцы никогда не враждовали друг с другом, напротив, во время Кавказской войны XIX века мятежники с кабардинской равнины прятались от русских военных в горных балкарских аулах. А до прихода русских на Кавказ даже вместе воевали против калмыков. При этом первые находились в подданстве Османской империи, русские их называли черкесами и татарами, а вторые – в подданстве Российской империи. В трудах русского историка Василия Потто есть такая фраза: "Война началась весной 1769 года нападением кубанских черкесов и татар на наших калмыков". Взаимопомощь помогала двум соседним народам выжить в трудные времена. Неслучайно возникла балкарская поговорка "Благороден, как кабардинский князь". Кабардинцам, в свою очередь, нравились балкарские сплочённость и трудолюбие.

Объединяла два соседних этноса и религия. Здесь получил распространение ислам ханифитского мазхаба (всего у суннитов четыре мазхаба, отличающиеся между собой в толковании Корана). Центром религиозного образования было медресе в этнически смешанном населённом пункте Баксан. Служители культа зачастую прекрасно владели арабским, кабардинским и балкарским языками, несмотря на то, что все эти языки принадлежат разным семьям.

Интернационализм советской властью насаждался зачастую вульгарным путём, но в целом ему удалось изжить в обществе бытовой национализм. По крайней мере, среди кавказских народов. Бедным людям большевики смогли объяснить, что им между собой делить нечего. А бедных, точнее небогатых, в советский период было немало, поскольку коммунистическая номенклатура все 70 лет только и боролась с богатым образом жизни, себя, при этом, не обделяя.

До 1944 года происходила в какой-то степени ассимиляция кабардинцев и балкарцев, карачаевцев и черкесов, чеченцев и ингушей. Депортация прервала этот процесс. Народы замкнулись в себе, пытаясь отыскать внутриэтнические механизмы выживания. И уже по возвращению из ссылки, отношения между балкарцами и кабардинцами стали намного сложнее. Появились недоверие, претензии, соперничество. 13-летний период изменил оба народа. Каждый пятый балкарец умер на чужбине. Кабардинцы, напротив, продолжали развивать свои земли и осваивать соседские. Репрессированные балкарцы чувствовали себя ущемлёнными, кабардинцы по неволи ощущали себя "в чём-то виноватыми". Споры продолжались до перестройки и начала реформ. На этом этапе они и вылились в требования об образовании двух самостоятельных республик. Но если в начале 1990-х годов элита делила портфели, то через десять лет она приступила к разделу собственности и земель. А для Кавказа это очень болезненный вопрос, напрямую затрагивающий почти каждую семью. И вновь ситуация в Кабардино-Балкарии обострилась.

В феврале 2005 года республиканский парламент принял закон "О статусе и границах муниципальных образований в КБР". Закон вводил такое понятие, как "межселенные земли", то есть выведенные из-под управления местных органов власти. Балкарцы в своём большинстве проживают в трёх горных районах – Эльбруском, Черекском и Чегемском. Согласно закону, более 60 % горной территории попадало под понятие "межселенных земель", а это означало, что почти вся курортная инфраструктура и уникальные горные места переходили под контроль республиканских чиновников. Лишались своего самостоятельного статуса и два находящихся в предместье Нальчика балкарских селения – Хасанья и Белая речка. Оба селения находятся в предгорной зоне, удобной для отдыха и строительства элитных дач. Здесь уже появляются рестораны и игровые заведения, в то время как местные жители всегда пасли скот, косили траву, выживая в сложное время. Споры продолжаются в республике до сих пор. Разумеется, в "парной" республике они приняли этнический характер.

Социальные проблемы повлияли и на религиозную атмосферу в республике. Радикальный ислам, разновидность которого в регионе принято называть ваххабизмом, охватил наиболее обездоленные слои населения. Джамаат "Ярмук", например, почти полностью состоял из балкарцев. Принято считать, что исламский радикализм в большей степени затронул балкарское население.

Вот и получается, что факторы, которые раньше объединяли балкарцев и кабардинцев, в наше время толкают их к расколу – земельный вопрос, советское прошлое с его насильственным интернационализмом и депортациями, религия. Обнадёживает сдержанность общественных лидеров обеих народов – их позиция лишена радикализма. Балкарские активисты, например, постоянно подчёркивают, что их претензии адресованы лишь республиканскому чиновничеству, а не кабардинскому народу. Нечто похожее можно услышать и от кабардинских общественных деятелей. Республиканские чиновники, по мнению наблюдателей, в своих действиях бесконтрольны и безнаказанны. Это означает, что ситуация в Кабардино-Балкарии обнажила общероссийскую проблему – бюрократия должна нести ответ за свои поступки, тем более в непростые годы перемен. От действий чиновников, как показывает практика, градус сепаратизма в обществе зависит напрямую.

НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования