7 февраля 2007 года, г. Москва
Объединенная комиссия по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Объединенная комиссия), рассмотрев вопрос "О практике работы органов государственной власти Краснодарского края по нормативно-правовому регулированию вопросов межнациональных отношений", отмечает, что органы государственной власти края придают важнейшее значение работе по обеспечению межнационального мира и согласия, поддержанию стабильной ситуации в исключительно важном с точки зрения стратегических интересов страны регионе.
В крае на протяжении длительного времени существуют традиции взаимного уважения и дружбы между населяющими его народами, создавались условия для сохранения их национальных традиций и своеобразия, гармоничного национального развития каждого из них. Продолжительную историю имеют и связи края с другими субъектами Российской Федерации, входящими ныне в состав Южного федерального округа, а также с бывшими республиками СССР, ныне – государствами – участниками СНГ.
В современных условиях новые реалии, среди которых – приграничное положение края при наличии порой весьма непростых проблем в отношениях России с соседними государствами, известные особенности социально-экономической и политической ситуации на Северном Кавказе, усложнившаяся миграционная обстановка, диктуют необходимость постоянного внимания со стороны органов государственной власти к вопросам межнациональных отношений, в том числе к вопросам создания в пределах полномочий по предметам ведения, определенным статьями 72 и 73 Конституции Российской Федерации, необходимой нормативно-правовой базы, способствующей эффективному проведению государственной национальной политики в крае, поддержанию межнационального согласия и тесного сотрудничества между народами.
Законодательные и исполнительные органы государственной власти Краснодарского края проводят систематическую и последовательную работу, направленную на поддержание стабильного состояния межнациональных отношений в крае. На протяжении последних нескольких лет Законодательным Собранием края по представлению администрации края принимаются рассчитанные на год краевые целевые программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в крае. Сюжеты, связанные с гармонизацией межнациональных отношений, присутствуют и в некоторых других краевых целевых программах. Законодательное Собрание края осуществляет систематический контроль за их исполнением.
В процессе реализации федеральных и краевых законодательных актов, целевых программ законодательные и исполнительные органы государственной власти края осуществляют постоянное взаимодействие с представительными и исполнительными органами муниципальных образований, казачеством, национально-культурными объединениями. Налажена система регулярного мониторинга этнополитической ситуации в муниципальных образованиях, что позволяет своевременно выявлять потенциальные очаги межнациональной напряженности и принимать профилактические меры по предотвращению возможных конфликтов. Проводятся многоплановые мероприятия, способствующие воспитанию граждан, и прежде всего молодого поколения, в духе патриотизма, верности героическим традициям предшествующих поколений, уважения к другим народам.
Результатами проводимой работы являются относительная стабильность в межнациональных отношениях, наличие условий для развития культур народов, проживающих в крае, успешное предотвращение межэтнических конфликтов.
Дальнейшее повышение эффективности проводимой работы по обеспечению стабильных и гармоничных межнациональных отношений в Краснодарском крае и в других субъектах Российской Федерации связано с совершенствованием нормативно-правовой базы по этим вопросам на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам разграничения полномочий между уровнями публичной власти.
Объединенная комиссия решает:
Отметить большую и целенаправленную работу, проводимую органами государственной власти Краснодарского края с целью поддержания межнационального согласия и сотрудничества в крае, в частности, работу по созданию необходимой нормативно-правовой базы, способствующей осуществлению государственной национальной политики.
Рекомендовать органам государственной власти Краснодарского края, органам местного самоуправления муниципальных образований края продолжить работу по совершенствованию нормативно-правовой базы осуществления государственной национальной политики, организации мониторинга этнополитической ситуации, изданию литературы справочно-информационного характера по проблемам межэтнических отношений в крае, созданию условий для гармоничного развития культур народов, предотвращению межнациональных конфликтов.
Положительно оценить издание Министерством регионального развития Российской Федерации сборника информационно-справочных материалов, раскрывающих состояние межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации. Рекомендовать Министерству распространить указанный сборник во всех субъектах Российской Федерации и продолжить работу по мониторингу этнополитической ситуации в регионах.
Рекомендовать федеральным органам государственной власти:
-
– придать систематический характер анализу и обобщению опыта работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению государственной национальной политики в различных ее аспектах, использовать наиболее ценное из накопленного опыта при разработке законодательных инициатив и принятии конкретных управленческих решений с целью обеспечения межнационального согласия и сотрудничества народов России, своевременного выявления потенциальных очагов межнациональных конфликтов и их предотвращения;
– изучить с учетом многочисленных обращений, поступающих с мест, вопрос о воссоздании федерального Министерства по национальной политике или создании иного государственного органа, в ведении которого находились бы вопросы анализа состояния межэтнических отношений в целом по стране и в субъектах Российской Федерации, выработка конкретных практических рекомендаций по проблемам реализации государственной национальной политики, разработка и экспертиза проектов федеральных целевых программ, реализация которых затрагивает в тех или иных аспектах вопросы межэтнических отношений, проблемы национального развития отдельных народов Российской Федерации;
– изучить вопрос о финансировании отдельной строкой в федеральном бюджете расходов, связанных с осуществлением государственной национальной политики;
– выработать меры по усилению роли государственных средств массовой информации в формировании у людей сознания принадлежности к единому многонациональному российскому народу, в ознакомлении читателей, слушателей, телезрителей с лучшими традициями истории и культуры народов России, с многовековой историей их дружбы и сотрудничества, с многочисленными примерами их совместного участия в защите интересов Российского государства;
– разработать программу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, развития и укрепления семейных традиций в Российской Федерации, направленную на создание условий для поддержки и распространения идей духовного единства и межэтнического согласия, на формирование у детей и молодежи ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях народов России;
– продолжить работу по созданию условий для полноценной реализации функций русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения с целью укрепления государственности и национальной безопасности, повышения престижа страны;
– принять меры по организации систематического обеспечения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления информационно-справочной литературой, другими необходимыми материалами для повышения эффективности работы по гармонизации межнациональных отношений.
Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
-
– изучить позитивный опыт работы органов государственной власти Краснодарского края по проведению в жизнь государственной национальной политики, имея, в частности, в виду разработку соответствующих целевых программ, организацию системы мониторинга этнополитической ситуации в субъекте Федерации в целом и в конкретных муниципальных образованиях, издание информационно-справочных материалов по данной проблематике, организацию взаимодействия с национально-культурными автономиями, национальными движениями, профилактическую работу по предупреждению и предотвращению межнациональных конфликтов;
– с учетом особенностей этнического состава населения каждого субъекта Российской Федерации и складывающейся этнополитической ситуации повсеместно организовать систематическую и целенаправленную работу по реализации государственной национальной политики, имея в виду исключительную важность этой работы для укрепления фундаментальных основ российской государственности;
– придать системный характер работе, связанной с совершенствованием нормативно-правовой базы по регулированию межнациональных отношений в регионе;
– проводить анализ нормотворческой и правоприменительной практики в сфере межнациональных отношений;
– создать специальные подразделения, курирующие межнациональные и этноконфессиональные отношения, вопросы взаимодействия с национально-культурными организациями, если таких подразделений нет в структуре органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поддержать предложение заместителя председателя Объединенной комиссии, председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф. Х. Мухаметшина о проведении очередного заседания Объединенной комиссии в Казани. Ввести в практику работы Объединенной комиссии регулярное рассмотрение вопросов об опыте органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации государственной национальной политики в тех или иных ее аспектах.
Считать целесообразным рассмотреть на одном из ближайших заседаний Объединенной комиссии вопрос об освещении проблем межнациональных отношений в средствах массовой информации. Просить Комиссию Совета Федерации по информационной политике подготовить справочные и аналитические материалы к рассмотрению данного вопроса на заседании Объединенной комиссии.
Председатель Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
С. М. МИРОНОВ Источник: Совет Федерации
|