Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 АВТОРЫ
Александр Игнатенко

Александр Игнатенко

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

обсудить в форуме

17 сентября 2007

Александр Игнатенко

Побуждать к взаимной толерантности – задача нынешнего дня

Выступление на международной конференции
"Межкультурный и межрелигиозный диалог
в целях устойчивого развития", 14 сентября 2007 г., Москва,
Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Что такое глобализация? Это – великое смешение людей – разных языков, культур и религий. Это новый, глобальный Вавилон.

Сейчас много говорится о столкновении цивилизаций и, соответственно, о налаживании диалога или партнерства между ними. То есть речь ведется о взаимодействии неких разделенных сущностей. С одной стороны, скажем, христианская цивилизация, или, как кто-то полагает, постхристианская, а с другой – исламская. И – далее по списку.

Но всё-таки ситуация качественно иная. События последнего времени во всем мире показывают, что острейшим образом встает проблема взаимодействия, сожительства, совместной жизни людей в одном доме, в одном квартале, в одном городе, в одной стране. Таксисты-мусульмане в Нью-Йорке отказываются возить слепых людей с собаками-поводырями, т.к. собака, якобы, считается нечистым животным в исламе. Жители европейских городов возмущаются жертвоприношением баранов в людных местах во время исламского праздника ид-аль-адха, или курбан-байрам. Мусульмане в европейских государствах требуют убрать христианскую символику из общественных мест и бедных трех поросят из сказки. Подобные примеры можно перечислять очень долго.

Имеет место не столкновение цивилизаций, а столкновение культурных норм, конфликт нормативных систем разного генезиса, разного происхождения – столкновение на тесной площадке общего дома.

Крайние выражения – погромы, террористические акты, этно-религиозные "чистки" и даже геноцид – внутри, подчеркну, внутри одного общества. Ведь и таксист-мусульманин и слепой англосакс или афроамериканец с собакой-поводырем являются членами одного общества.

Прошлый период либеральных и коммунистических иллюзий оставил нам мечту о мультикультурализме и интернационализме. Нынче, в тех конкретных условиях, в которых живет весь мир, лозунгом стала своего рода "программа-минимум" – толерантность. Евро-американская культура либерального толка содержит в себе благородный принцип уважения прав меньшинств – национальных, религиозных, сексуальных, культурных. Но сейчас наступили такие времена, когда, наряду с защитой прав меньшинств, требуется и защита прав "большинств". Речь должна идти о взаимной толерантности всех членов человеческого сообщества и всех общественных групп.

Как гарантировать, как обеспечить эту взаимную толерантность? Конечно же, никак не достаточно повторять лозунг: "Ребята, давайте жить дружно!". Кстати сказать, его у нас в России цитируют с иронией, выражая тем самым отношение к хорошему и правильному призыву, но абсолютно нерезультативному, когда он обращен к скинхедам, религиозно-политическим экстремистам или террористам. Они дружно жить не будут, и от них толерантности мы никогда не дождемся. Совсем недавний пример попытки осуществить межрелигиозный диалог, предпринятый явно настроенными толерантно протестантами из Республики Корея в Афганистане, получил отнюдь не толерантный ответ от движения "Талибан": корейцев захватили в заложники, двоих из них убили, их попытались обратить в ислам под дулами автоматов, как об этом они рассказали после освобождения и возвращения на родину.

Период постсоветского развития России оставил нам иллюзию о том, что здоровое и нормально функционирующее гражданское общество вырастет само по себе – как чертополох на заднем дворе. Или получится в результате прививок в духе Лютера Бёрбанка. (Для большей ясности намека, напомню, что Лютер Бёрбанк, 1849-1926, – известный американский селекционер, вырастивший сливу без косточек и много других прекрасных фруктов, не получивших почему-то широкого распространения по миру.)

И в области налаживания взаимной толерантности в России и в мире немало делают институты гражданского общества. Хотя тут не обходится без парадоксов – я мог бы напомнить случай, когда уважаемая правозащитная организация "Мемориал" стала защищать программу экстремистской группировки "Хизб ут-Тахрир", признанной террористической Верховным судом Российской Федерации и едва ли не всеми государствами мира. И, самое главное, являющейся таковой, т.е. террористической.

Всё большее количество стран приходит к тому курсу, который можно охарактеризовать как принуждение к толерантности. В этой области велика роль государства. Ведь принуждение, или, если употребить, более толерантный термин, побуждение к толерантности – это и определенные законодательные меры, и политическая практика, и культурная политика. В этом направлении идет законодательство и политика Великобритании, Германии, Франции. В России принят и действует Федеральный Закон "О противодействии экстремистской деятельности", который пресекает проявления ксенофобии, антисемитизма, шовинизма.

Только сотрудничество институтов гражданского общества и государства на национальном и международном уровнях способно создать условия для взаимной толерантности в условиях бурного смешения народов, культур, религий, языков.


Александр Александрович Игнатенко – президент Института религии и политики, член Общественной палаты Российской Федерации, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования