Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 ПЕРСОНАЛИИ

Аркадий Майоров

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

обсудить в форуме

19 октября 2007

Аркадий Майоров

В чем опасность ювенальной юстиции?

Как известно, в Госдуме в качестве одного из первоочередных готовится закон о введении системы ювенальной юстиции в РФ (с вариантами проекта нового закона можно ознакомиться, например, на сайте негосударственного благотворительного фонда "Нет алкоголизму и наркомании" или Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека). Напомним, что еще в 2002 году в первом чтении в Госдуме был принят проект закона "О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ" (по вопросу образования ювенальных судов), а в последние несколько лет в местные и центральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации поступает все большее количество проектов, призывающих создать новый подвид судебной власти – ювенальную юстицию.

Одним из главных инициаторов продвижения соответствующего законодательства в Госдуме и пилотных проектов является депутат Госдумы Екатерина Лахова. Так, 20 марта 2006 года под ее руководством был проведен круглый стол в Госдуме "Становление ювенальной юстиции в России: опыт, проблемы и перспективы", где, в частности, обсуждались результаты пилотного внедрения системы ювенальной юстиции в Ростовской области.

Что же такое ювенальная юстиция, кто и почему ее активно продвигает, а общественность так мало информирована об этой системе?

В тексте проекта закона эта система определяется, как "совокупность правовых механизмов, медико-социальных, психолого-педагогических и реабилитационных, а также иных процедур и программ, предназначенных для обеспечения наиболее полной защиты прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, а также лиц, ответственных за их воспитание, реализуемых системой государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций". То есть ювенальная юстиция претендует на то, чтобы стать достаточно независимой и полноправной структурой, практически равной другим ветвям власти в тех областях, которые хоть как-то затрагивают жизнь граждан России до 14, 16 или даже до 18 лет.

Ссылки на зарубежный или российский дореволюционный (1910-1917 года) опыт не должны нас обманывать. То, что предлагается создать, лишь поначалу может выглядеть как соответствующее подразделение Министерства юстиции. Даже первые проекты законов, весьма нечетко конкретизирующие пределы полномочий работников будущей ветви власти, довольно туманно намекают на их подчиненность каким-либо государственным органам и, напротив, твердо заявляют, что в системе ювенальной юстиции принимают участие как государственные, так и негосударственные организации, как должностные, так и иные лица. Согласно этим документам, задачей ювенальной юстиции является: во-первых, "реализация требований Конвенции ООН о правах ребенка и других международных норм и стандартов, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних"; и лишь, в-четвертых, "обеспечение правовых гарантий лицам, ответственным за воспитание несовершеннолетних, для реализации возложенных на них законодательством Российской Федерации обязанностей по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних". Становится очевидно, перед нами план создания полномочной межведомственной и межрегиональной структуры, финансирующейся из бюджета и действующей от имени российского государства. Однако сама эта структура оказывается мало кому подотчетна.

Между тем, система ювенальной юстиции предполагает управлять в России многим. Согласно предложенным проектам, к системе ювенальной юстиции будут относиться: ювенальные суды; комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные по правам ребенка; специализированные органы и учреждения юстиции, министерства внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты и социального обслуживания, опеки и попечительства и т.д.; воспитательные колонии и иные специализированные пенитенциарные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювенальной юстиции; неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними). Разработчики проектов предлагают также наделить систему ювенальной юстиции значительными информационными ресурсами, а также обеспечить за государственный счет подготовку ее кадров. Стоит обратить внимание и на то, что материально-техническое и финансовое обеспечение неправительственных организаций, входящих в систему ювенальной юстиции, может осуществляться за счет средств, полученных на реализацию социального заказа, за счет международных, государственных, муниципальных и частных грантов.

По существу, перед нами план постепенного создания параллельной вертикали не только судебной, но и своеобразной исполнительной власти в "детской автономии", расположенной на всей территории России, и ограниченно подпадающей под суверенитет ее законов. Дети всех граждан РФ, фактически, получают особый статус, напоминающий двойное гражданство или дипломатический иммунитет. Неподсудные "законам для взрослых", они одновременно получают гарантированную "защиту" от "произвола" родителей, учителей, работников "неспециализированных" правоохранительных органов и, вообще, всех старших членов общества. А наказать или, наоборот, помиловать их даже за незначительную провинность может только ювенальная система.

Между тем, ювенальные реформаторы требуют передать им всю полноту решений всех дел, хотя бы одним из участников в которых является несовершеннолетний (проект закона "О внесении дополнения в Федеральный конституционный закон "О судебной системе РФ"). Всех: уголовных, административных, гражданских, арбитражных и даже конституционных! Только одно это нововведение способно парализовать российскую судебную систему. Ведь достаточно будет связать с "интересами несовершеннолетних" дела об уклонении от налогов или об антигосударственной деятельности, чтобы они "замерзли" на неопределенное время.

Важно отметить, что осуществление рекламируемой сторонниками ювенальной юстиции политики "защиты детства", путем максимального, вплоть до отмены, смягчения наказаний за уголовные преступления, не только не оправдывает надежд на сокращение подростковой и молодежной преступности, но, напротив, провоцирует ее рост, более того, разоружает общество и власть перед лицом терроризма, наркобизнеса, детской проституции и т.д. Большая часть массовых противоправных действий в течение последнего года во Франции и Австралии (где эксперименты с ювенальной системой идут с 1945 года) были совершены именно детьми до 21 года, рано привыкшими к статусу особой неприкосновенности. Смягчение наказаний за преступления, подобные захвату приемной президента РФ или здания Минздрава, только толкнуло бы российских подростков в объятья национал-большевиков и прочих "революционеров". Историческим примером здесь может служить печально известное оправдание присяжными Веры Засулич, развязавшее волну народовольческого террора 1870-80-х годов.

Любопытно, что сторонники ювенальной юстиции, по-разному классифицируя источники возможного нарушения прав несовершеннолетних, никогда не включают в их число порой откровенно развращающую "молодежную прессу" или электронные СМИ. В свою очередь, пресса (особенно либеральная) платит им за это сочувствием, одобряя ювенальные инициативы и агитируя за них граждан. При этом родительские попытки ограничить влияние индустрии развлечений, провокационных журналов и телепередач, порно-сайтов или опасных компьютерных игр на ребенка, напротив, квалифицируются ювенальными теоретиками, как насилие над личностью. Кстати сказать, именно такими делами, а также делами о родительском запрете ранних сексуальных (в том числе, гомосексуальных) контактов завалены действующие органы ювенальной юстиции за рубежом. Именно о таких "нарушениях", а вовсе не о беспризорных детях и малолетних уличных воришках, чаще всего сообщают в эти органы "бдительные" соседи. Призывы к подобному вмешательству в частную жизнь граждан выглядят особенно странно на фоне общей стратегии отхода российского государства от прямого вмешательства в экономическую и социальную жизнь общества.

Отметим и кулуарный, не стремящийся к широкому гласному обсуждению характер подготовки ювенального законодательства. Одной из базовых организаций-разработчиков стал негосударственный вуз – Институт международного права и экономики им. А. С. Грибоедова, притом, что сборники документов, выпускаемые этим институтом, выходят тиражами менее 500 экземпляров и никем официально не рецензируются. Важная роль в разработке и пропаганде этого закона принадлежит двум правозащитным организациям: негосударственному благотворительному фонду "Нет алкоголизму и наркомании" (НАН) и Центру "Судебно-правовая реформа" (СПР). Поддержку их работе оказывал и соросовский институт "Открытое общество". Работа ведется и сейчас, представитель Центра СПР Рустем Максутов так выразил ее суть: "Свою задачу я понимаю... в свете теории современного французского социолога Турена, т.е. как необходимость формировать движение. Движение – это такая работа, такая деятельность общественных агентов, когда они понимают свое историческое предназначение... создать определенные традиции и привычки, ставшие частью социального мира". Антигосударственная суть этого высказывания не вызывает сомнений.

Между тем, российская система органов попечительства и комиссий по правам ребенка, официально берущая на себя миссию выявления случаев жестокого обращения с детьми или лишения их нормальных условий жизни, уже существует и нуждается не столько в реформировании, сколько в нормальном финансировании. То же можно сказать и о государственной системе органов дознания или о судебной системе, которую можно доукомплектовать специальными кадрами, имеющими наряду с юридическим еще и психолого-педагогическое образование. Что же до давления "мирового сообщества", то государству выгоднее было бы выдерживать его по поводу не принятого еще закона о ювенальной юстиции, нежели создавать на бюджетные средства неизвестно кому подчиняющуюся структуру с неопределенно широкими полномочиями. Даже если она окажется вполне управляемой, решенные ею дела могут оспариваться в соответствующих международных организациях, типа Страсбургского суда.

Таким образом, нашему, и без того не слишком стабильному, обществу навязывается дополнительно борьба поколений. Однако лишаемое родительского руководства юношество автоматически становится легкой добычей для новых идеологов. В дальнейшем этих, уже подросших, молодых людей, дезориентированных и распропагандированных, можно будет легко повести на площади – в качестве пушечного мяса для какой-нибудь новой "революции".


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования