Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 АВТОРЫ
Эдуард Попов

Эдуард Попов

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

обсудить в форуме

01 августа 2008

Эдуард Попов

Федерализм и консервативный проект для России

60-летний юбилей книги И. А. Ильина "Наши задачи"

В общественных, политических и научных кругах современной России вновь активизировались дискуссии по вопросу реформирования существующей модели административно-государственного устройства России. В соответствующей статье Конституции РФ 1993 г., тексте Федеративного договора 1992 г., в самом названии Российского государства четко и недвусмысленно заявлено, что Россия представляет собой федеративное государство. Федерация – модель государственного устройства, расцвет которой пришелся, прежде всего, на ХХ век. В некоторой степени дискуссионным является само понятие "российский федерализм". По мнению ряда политологов и правоведов, российский федерализм является скорей теоретической моделью, чем реально работающим механизмом. Этот исследовательский дискурс особенно популярен среди исследователей из республик Поволжья и Северного Кавказа, а также среди либерально ориентированных правоведов. Впрочем, еще перестроечную эпоху популярны были рассуждения о квазифедеративном устройстве в СССР. Вероятно, научные теории также подвержены политической моде и сейчас наблюдается ренессанс политико-правовых идей.

Тем не менее, вне зависимости от научных и идеологических дискурсов, многими исследователями фиксируется высокая степень проблемности во взаимоотношениях центра и регионов. После прихода к власти В. Путина центробежный процесс в республиках принял несколько вялый, латентный характер, а к середине 2000-х годов под воздействием либерального этатизма "путинской восьмилетки" возобладали центростремительные тенденции (См., напр.: Цуциев А. "Сигнальные" политические события в 2005 г. На Северном Кавказе // КАВКАЗ. Ежегодник КИСМИ. Ереван, 2007. С. 73-74.). Но следует ли преувеличивать силу инерции отмеченной политологами и правоведами центростремительной тенденции? Не несет ли угрозу сам федеративный проект?

Об опасности федералистских проектов для российской государственности предупреждал еще 60 лет назад Иван Александрович Ильин (1883-1954), наверное, самый популярный в современной России политический мыслитель. Ильин был в числе тех философов, которые были насильственно высланы из страны на знаменитом "философском пароходе" в 1922 г. В октябре 2005 года его останки были перезахоронены в Донском монастыре в Москве. На этом месте желал быть захороненным сам Иван Александрович. Ивана Александровича Ильина любят цитировать самые разные политики: от лидера КПРФ Г. А. Зюганова (в середине 90-х политологи подсчитали, что цитат из Ильина в его выступлениях больше, чем из сочинений Маркса или Ленина) до президента В. В. Путина. Анализ содержания идеологических проектов главного кремлевского идеолога Владислава Суркова, которому приписывают авторство нашумевшей теории "суверенной демократии", позволяет безошибочно увидеть ее генетические истоки в политической философии Ивана Ильина.

В этом году исполняется 60-летний юбилей с начала публикации знаменитой книги И. А. Ильина – двухтомника "Наши задачи". Представляя собой небольшие по размеру статьи, посвященные как текущей политической минуте, так и "вечным" социально-философским проблемам, "Наши задачи" по-прежнему актуальны и в современной России. Обращение к ним исследователей-философов и политтехнологов-практиков – лишь косвенное подтверждение их высокого значения для нашего времени. Немаловажное значение для философско-политической публицистики Ильина (так, пожалуй, точнее всего определить жанр двухтомника "Наши задачи") занимает проблема федерализма. Быть будущей России унитарным или федеративным государством, – вопрос, во многом составлявший основу его общественно-политической модели.

Философ "волевой идеи" вел последовательную и бескомпромиссную борьбу как против коммунистической власти в России, так и против тех кругов русской эмиграции и поддерживающих их зарубежных центров, которые мечтали о грядущем расчленении России. Концептуальным основанием подобного расчленения должна была стать федерализация российской государственности. Вопреки модным сегодня теориям столкновения цивилизаций и революций национализмов И. А. Ильин фокусировал внимание на политико-правовом аспекте. Искусственные протогосударственные образования внутри СССР и РСФСР, можно продолжить мысль Ильина, являются локомотивами деструктивных процессов; революции националистических масс – следствие федеративного проекта, а не первопричина.

Критика федералистских "мечтаний" в наиболее полном виде мысли Ильина сформулирована в знаменитом сборнике "Наши задачи". Философ исходил из представления, что "единого образцового строя для всех народов и государств нет и быть не может". Государственная форма каждого народа, утверждал он, не насаждаются сверху путем прямого насилия или абстрактного теоретизирования, а создаётся в процессе длительного органического развития. Россия, Германия, Испания, Сербия, другим странам органически свойственен монархически-авторитарный тип власти; Швейцарии и Соединенным Штатам Америки – республиканско-демократический. История, география, политическое и правовое самосознание народов также диктуют необходимость федеративной или унитарной модели устройства. Какие условия делают предпочтительней первый из вариантов? По Ильину, "федерация возможна только там, где имеется налицо несколько самостоятельных государств, стремящихся к объединению. Федерация (...) есть процесс отнюдь не центробежный, а центростремительный". Как правило, федеративная форма устройства возможна и даже желательна в следующем ряде случаев: если имеется два или более самостоятельных государства, если эти государства относительно невелики, а уровень политического и правового самосознания их граждан достаточно высок и т.д. В то же время философ обращает внимание, что "наряду с юридическими прочными и политически жизнеспособными союзами государств, история знает еще и мнимые фиктивные "федерации", не возникавшие в органическом порядке – снизу, а искусственно и подражательно насаждавшаяся сверху. Мы называем их "псевдофедерациями".

Существует еще одно обстоятельство, которое, по мнению Ильина, еще более усиливает опасность "федерализации" России: наличие у нее могущественных недругов, которые мечтают либо об ослаблении, либо о полном расчленении и уничтожении нашей страны. Напомним, что еще в конце 1940-х гг. мыслитель прогнозировал падение коммунистической власти. Из всех возможных вариантов дальнейшего развития наихудшим он считал установление либеральной (или "формальной") демократии и сопутствующей ей федеративной модели устройства страны. "Мировая закулиса" (термин И. А. Ильина) будет активно способствовать "федерализации" (а по сути, расчленению) России и образованию на ее пространстве марионеточных квази-государств: "незалежной", прогермански ориентированной Украины, 23 (цифра, которой оперировал Ильин) государств Кавказа и т.д.

Таким образом, федерация рассматривалась Ильиным как исторически неукорененная и "политически нежизнеспособная форма" в российских условиях форма государственного устройства. Установление формальной демократии и федеративной модели государственности в постсоветской России приведет к ее ослаблению и будет способствовать дальнейшему расчленению страны. В этом направлении будут работать лидеры национально-сепаратистских движений и руководители "мировой закулисы". О планах же последних весьма откровенно свидетельствует знаменитая книга З. Бжезинского "Великая шахматная доска", которого поспешили списать в утиль как пенсионера американской политики. Обратим внимание скептиков: пока все прогнозы (точнее, прогнозы-рекомендации) Бжезинского в отношении России и Восточной Европы сбываются... Збигнев Бжезинский как и его сын Ян Бжезинский или другая представительница Демократической партии Мадлен Олбрайт (советница по внешнеполитическим вопросам вероятного президента США Бараки Обамы) продолжает оказывать реальную, а в чем-то даже определяющая роль на выработку "русской" политики Вашингтона.

Итак, как мы видим, многие прогнозы И. А. Ильина оправдались спустя 40 лет. Анализ работ философа и, вместе с тем, ситуации в современной России позволяет сделать вывод о полном несоответствии федеративной формы устройства для российских условий. Россия может существовать лишь как унитарное государство с развитым местным самоуправлением и свободой культурной жизни населяющих ее народов и народностей. Эта формула Ильина, мы уверены, не только не устарела, но является единственно жизненной стратегией развития для нашей страны.

Единственный дискуссионный вопрос – каким путем Россия будет отказываться от устаревшей федералистской модели и какую форму примет ее административно-государственное устройство. Унитаризм отнюдь не означает сверхцентрализм, также как и федерализм не является мерилом демократичности того или иного общества.

Выработка этой формы – совместная задача политиков, научного сообщества и, конечно же, институтов гражданского общества в России.

НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования