Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 ПЕРСОНАЛИИ
Сергей Миронов

Сергей Миронов

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

обсудить в форуме

05 сентября 2008

Сергей Миронов

Судьбу России определят Сибирь и Дальний Восток

Главным итогом байкальских форумов стало утверждение стратегической евразийской роли России как связующего экономического, культурного, цивилизационного пространства между Европой и Азией.

Надо признать, что у верхней палаты российского парламента, как говорится, "легкая рука". Рожденный по ее инициативе Петербургский экономический форум за минувшее десятилетие с небольшим стал авторитетнейшей международной дискуссионной и выставочной площадкой. Мощно набирает авторитет и инициированный Советом Федерации Байкальский экономический форум. Нынешний, пятый по счету, сбор в Иркутске политической, научной и деловой элиты региона пройдет под девизом "Европа – Россия – АТР: пути интеграции и сотрудничества". Тема для России на фоне последних мировых событий актуальнейшая.

Эффективность подобных мероприятий заключается в том, что форумы заняли прочное место в формировании экономической стратегии России, подкрепленной соответствующей законодательной базой. Так, по итогам Байкальского форума 2000 года было принято решение о разработке стратегии развития Сибири. Последующие решения и рекомендации Байкальских форумов 2002 и 2004 годов были востребованы при разработке принятых Правительством Российской Федерации "Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года" и "Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года". Рекомендации форума 2006 года положены в основу Постановления Правительства Российской Федерации от 2007 года о создании Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития восточных регионов страны.

Идеи, заложенные в рекомендациях БЭФ, активно реализуются. Это и новый этап освоения Байкало-Амурской магистрали, и строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. В том же восточном направлении прокладывается новая система газопроводов, которая будет включена в единую общероссийскую систему газоснабжения. Но главным итогом байкальских дискурсов стало утверждение стратегической евразийской роли России как связующего экономического, культурного, цивилизационного пространства между Европой и Азией.

Экономические форумы являются одним из важнейших механизмов управления регионами. Об этом говорит сама география мест проведения данных мероприятий. Это Северо-Запад и Центр, Юг, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Россия огромная страна, где каждый регион уникален, и из Москвы сложно управлять проводимой на местах работой. Тем более трудно определить стратегию развития того или иного региона, найти для каждого субъекта Федерации стратегические точки экономического развития. Проводимые форумы помогают это сделать. Они еще и трибуна для руководителей регионального уровня, а также площадка для их диалога с федеральными структурами и крупным бизнесом. А где еще можно встретиться с представителями Президента Российской Федерации, членами Правительства, крупными бизнесменами и обсудить при широкой аудитории наболевшие вопросы?

Поиск механизмов управления регионами всегда актуален. Например, обсуждается идея наряду с административно-территориальным разделением субъектов Российской Федерации на федеральные округа провести разграничение по экономическому признаку, есть и другие предложения, которые, уверен, будут предметом обсуждения на предстоящем Байкальском экономическом форуме.

Программа пятого Байкальского экономического форума будет тоже как никогда насыщенной. В первый день форума состоятся два пленарных заседания. На первое – "Роль Сибири и Дальнего Востока в глобальном развитии" – вынесено несколько тем на обсуждение: участие в реализации стратегии социально-экономического развития России, стратегия развития международного транспортного коридора Европа – Россия – АТР и минерально-сырьевого комплекса Сибири и Дальнего Востока.

Исторически сложилось так, что положение дел в Сибири и на Дальнем Востоке служит моделью для развития России в целом. Данный регион все последние десятилетия служит локомотивом отечественной экономики. Именно потому одной из приоритетных задач внутренней политики государства должно стать решение проблем сибирских и дальневосточных земель.

Пора наконец России по-настоящему эффективно прирастать Сибирью.

На фоне быстрого промышленного подъема стран Азиатско-Тихоокеанского региона дальнейшее отставание в темпах и качестве роста на соседних российских территориях неизбежно приведет к тому, что гигантский регион, несмотря на его мощный научно-интеллектуальный потенциал, окажется в роли исключительно поставщика природного сырья. Надо отдавать отчет в том, что такое развитие событий не только перечеркнет наши планы по созданию в России инновационной экономики, но и исключит возможность полноценного освоения и заселения Сибири и Дальнего Востока российскими гражданами.

Россия должна разумно распорядиться уникальными богатствами региона. Новый мощный виток индустриализации – это оптимальный сценарий развития, над реализацией которого должны работать федеральные и региональные власти. Для этого понадобится запустить целый ряд крупных инвестиционных проектов. Именно Сибирь и Дальний Восток должны стать территорией для апробации и внедрения новых технологий в промышленности, строительстве, транспорте, туризме, новых методов решения демографических и социальных проблем. Успех этой политики станет импульсом для ускоренного развития всей России, которой судьбой и нашими пытливыми предками уготована цивилизационная роль надежного связующего моста между Европой и Азией.

Особое внимание надо уделять развитию транспортной инфраструктуры. Мы должны наконец создать реальный действующий эффективный транспортный коридор между Европой и Азией. С точки зрения обеспечения перспективного развития своих территорий именно государство должно взять на себя финансирование развития топливно-энергетической и транспортной инфраструктуры.

Дороги, связь и энергетика – это, без сомнения, задача государства, а не каждого отдельно взятого региона. Об этом мы будем обязательно говорить на предстоящем Байкальском форуме.

Темой второго пленарного заседания – "Сибирь – земля возможностей" – станет обсуждение проблем качества жизни в сибирских и дальневосточных районах. Для России Сибирь и Дальний Восток – это стратегически важный рубеж. Три с лишним века работают и живут здесь россияне, и наша цель сегодня – чтобы жили они здесь достойно, тогда не будет проблем с заселением, с закреплением наших людей на этих территориях.

Земли Сибири и Дальнего Востока всегда играли для России роль бездонного "сундука с деньгами". Однако денег из этого "сундука" почему-то не хватает для того, чтобы обеспечить достойный уровень и качество жизни сибирякам и дальневосточникам. А ведь привлечь и закрепить людей в отдаленных регионах можно только путем их материального стимулирования и решения их социально-бытовых проблем. Очевидно, что эти вопросы напрямую связаны с существующей проблемой убыли населения на дальневосточных территориях.

Если мы хотим, чтобы люди здесь жили и территории Сибири и Дальнего Востока оставались форпостом России, надо вкладывать сюда большие деньги, и в первую очередь – в людей. Именно люди – наш стратегический ресурс. Я убежден, что это должны быть и льготы, и доплаты, и коэффициенты, и полный социальный пакет – от образования до бесплатных авиаперевозок. Государство должно гарантировать дальневосточникам достойный уровень зарплат и кардинально иное пенсионное обеспечение.

Стоит вспомнить и начать использовать наш же собственный недавний опыт, ведь в советские времена действовала очень эффективная система льгот и преференций для жителей Зауралья, система дотирования авиаперевозок с Дальнего Востока. В этих регионах платили самые высокие зарплаты в стране. И это было справедливо. Такое положение дел необходимо восстановить. Поэтому при обсуждении социальных проблем региона особое внимание будет уделяться вопросам привлекательности Сибири и Дальнего Востока как нового и востребованного для постоянного места жительства региона, куда россияне захотели бы поехать жить и работать.

Масштаб задач, стоящих сегодня перед Сибирью, столь велик, что задавать вопрос о том, кто должен их решать, в форме "или-или" – или государство, или крупный бизнес, или средний и малый бизнес – в корне неправильно. Только навалившись всем миром, мы можем добиться желаемых результатов. Говоря это, я не открываю Америку. Достаточно обратиться к истории и убедиться, что при освоении Сибири Российское государство всегда действовало в союзе с частным, в первую очередь крупным, капиталом.

Сегодняшние проекты государства и крупного бизнеса – это основа для ускорения экономического роста как Сибирского федерального округа, так и России в целом. В результате их реализации на карте Сибири появятся новые дороги и населенные пункты, увеличится население, будут созданы десятки тысяч новых рабочих мест. Что в конечном итоге приведет к росту уровня жизни населения.

Основная цель экономических форумов на Байкале – формирование государственного подхода к развитию Сибири и Дальнего Востока как важнейшей части России и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. И главное здесь даже не конкретные деловые контракты, которые будут заключены, а возможность обсуждать и решать важнейшие для будущего этого региона вопросы: реформирование топливно-энергетического комплекса, привлечение инвестиций, развитие транспортной системы и многое другое. Это главное условие для того, чтобы имеющийся геополитический и экономический потенциал Сибири и Дальнего Востока заработал максимально эффективно на благо этих территорий и России в целом. Мы надеемся, что итогом форума станет приток новых инвестиций в экономику Сибири и Дальнего Востока. Это и есть основная задача предстоящего собрания.

В Иркутске еще до начала форума велась динамичная работа с фирмами по подписанию контрактов, обсуждались конкретные инвестиционные решения (именно решения, а не предложения), которые будут рассмотрены и подписаны в период работы Байкальского форума.

Уверен, что Байкальский форум станет важным общественным мероприятием, объединившим интеллектуальные, административные и предпринимательские ресурсы России в деле реализации государственной стратегии развития Сибири и Дальнего Востока.

Эта стратегия предполагает использование не только внутренних, но и внешних факторов в решении сложных социально-экономических проблем. Она должна разрешить основное экономическое противоречие восточной части России: обладающая богатейшими природными ресурсами, высоким интеллектуальным потенциалом территория сдерживается в своем развитии такими факторами, как неразвитая инфраструктура, демографические проблемы, ограниченные возможности собственных инвестиций и другие.

Главный капитал России – это люди, которые родились, живут и трудятся в нашей стране и делают все для ее процветания. В этой связи надеюсь, что реализация идей БЭФ и их законодательная поддержка позволят не только остановить отток населения из восточных регионов страны, но и начать обратный процесс – приток за счет повышения качества жизни.


Сибирь и Дальний Восток являются локомотивом отечественной экономики. Именно потому одной из приоритетных задач внутренней политики государства должно стать решение проблем этого огромного региона.

Источник: Парламентская газета


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования