Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 АВТОРЫ

Вадим Никифоров

 СЮЖЕТЫ
Объединенная комиссия по национальной политике при СФ РФ

Объединенная комиссия по национальной политике при СФ РФ

 ПЕРСОНАЛИИ
Сергей Миронов

Сергей Миронов

 СООБЩЕСТВО

 ПУБЛИКАЦИИ

обсудить в форуме

23 апреля 2007

Вадим Никифоров

Сергей Миронов: Совет Федерации берет на себя функции "центра оперативного реагирования" по межнациональным конфликтам

Сегодня в Совете Федерации прошли парламентские слушания "О совершенствовании правового регулирования в сфере государственной национальной политики". Несмотря на довольно скучное официальное название, мероприятие состоялось вполне живое и интересное. Секрет, видимо, в том, что национальный вопрос в современной России в той или иной мере волнует всех.

Слушания открыл спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он напомнил собравшимся о том, что верхняя палата парламента традиционно уделяет самое пристальное внимание национальной политике в России. По словам спикера, в некоторых случаях Совет Федерации даже берет на себя функции "центра оперативного реагирования" – так, за последний год вмешательство сенаторов позволило предотвратить несколько конфликтов, подобных Кондопоге. Ясно, однако, что подобная прикладная конфликтология не может быть вменена в обязанность верхней палате – для решения острых проблем в сфере национальных отношений должен быть создан специальный орган исполнительной власти.

Центральной темой парламентских слушаний стали изменения в законодательстве в сфере национальной политики, необходимость в которых назрела уже давно. Основы законодательства в сфере национальной политики были заложены еще в 90-е годы, когда первый президент РФ Борис Ельцин своим указом утвердил Концепцию государственной национальной политики 1996 г. Тот документ во многом определялся непростыми условиями первой половины 90-х – последствиями развала СССР, "парадом суверенитетов", центробежными тенденциями в национальных республиках. С тех пор неоднократно говорилось о том, что законодательство в сфере национальной политики не в полной мере отражает современные потребности многонационального общества России. Еще четыре года назад Владимир Путин поручил специальной межведомственной комиссии подготовить новую редакцию Концепции ГНП, основной идеей которой стало бы формирование единого многонационального общества при консолидирующей роли русского народа. Но прошло четыре года – а новая редакция, которая устроила бы всех, так и не появилась.

Заместитель министра регионального развития РФ Михаил Пономарев провел настоящую презентацию с показом слайдов, призванную убедить собравшихся в том, что его министерство исправно выполняет поручение президента, внося коррективы как в концепцию ГНП в целом, так и в отдельные законы. Назывались, в частности, поправки, внесенные в закон "О национально-культурной автономии", расширяющие права НКА. По словам г-на Пономарева, Минрегионразвития продолжает совершенствование нормотворческой деятельности в сфере защиты коренных малочисленных народов Севера. Реагирует Министерство и на новые вызовы в сфере национальных конфликтов: разработанные им методические рекомендации по выявлению формирующихся конфликтов в области межнациональных отношений направлены в органы исполнительной власти на местах.

Однако благостная картина, нарисованная заместителем министра регионального развития, не слишком впечатлила выступавших вслед за ним экспертов. Позицию нижней палаты парламента довольно эмоционально выразил председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Евгений Трофимов. По его мнению, главным недостатком концепции является то, что она не опирается на четко прописанные правовые механизмы. "Я пока не вижу особой заинтересованности со стороны нашего правительства, – заметил г-н Трофимов. – Почему в течение четырех лет не выполняется поручение президента? Нужно говорить уже не о коррективах, а о новой редакции Концепции ГНП".

По мнению председателя Комитета ГД по делам национальностей, ситуация с национально-культурными автономиями складывается далеко не так благоприятно, как пытался представить это представитель Минрегионразвития. Г-н Трофимов заметил, что большую часть своих сил и ресурсов НКА вынуждены тратить просто на то, чтобы выжить – оплата аренды, налогов и т. д. съедает львиную долю их финансов, так, что ни на развитие культуры, ни на сохранение национального языка ни средств, ни желания у НКА уже не остается. Председатель Комитета по делам национальностей подверг острой критике целый ряд законов, связанных с местным самоуправлением, Водный и Земельный кодексы, не предусматривающие защиту среды обитания малочисленных коренных народов Севера.

Проблема народов Севера не раз поднималась на парламентских слушаниях в качестве иллюстрации к тезису о том, что сегодня государство не может учесть и не учитывает интересы всех этнокультурных общностей Российской Федерации. Об этом, в частности, говорил Председатель Комитета по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник, внесший предложение закрепить право коренных народов на существование в законодательном порядке.

Выступавшие на слушаниях подчеркивали, что проблемы с концепцией государственной национальной политики связаны не столько с недостатками ее как документа, сколько со слабой реализацией ее положений на практике. Заместитель председателя Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Хусейн Чеченов заметил по этому поводу, что если бы зафиксированное в федеральном законодательстве обеспечение равных прав всех народов и народностей на их национальное развитие было бы реальностью, то необходимости в подобных слушаниях, скорее всего, не было бы. Он предостерег от национального мифотворчества в некоторых субъектах Федерации, в частности, на юге РФ, которое, по его мнению, ведет к расколу общества по национальным критериям. "Хотелось бы законодательно воспрепятствовать разрыву единого образовательного и культурного пространства в России", – добавил г-н Чеченов.

Почти все выступающие подчеркивали, что значительная часть проблем, связанных с реализацией концепции ГНП даже в ее современной несовершенной форме, связана с недостаточным финансированием национальной политики. Всеобщее недоумение вызвал тот факт, что в бюджетной классификации отсутствует отдельная строка финансирования национальной политики. По словам спикера Совета Федерации Сергея Миронова, сейчас финансирование национальной политики фактически "размазано по всем статьям бюджета". Министерство финансов РФ последовательно игнорирует попытки вернуть когда-то существовавшую статью расходования средств на национальную политику в бюджет, а тем временем из-за отсутствия должного финансирования многие уже принятые законы в этой сфере исполняются вполсилы.

Представитель ведомства, которое вызвало столько нареканий, директор Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Андрей Юрин, пытался оправдаться, уверяя присутствующих, что "вопрос отсутствия в бюджетной классификации раздела по национальной политике является надуманным камнем преткновения", и что отделить вопросы национальной политики от вопросов финансирования культуры или образования невозможно. Однако эта позиция не нашла понимания у собравшихся в зале. В последовавших за этим выступлениях рефреном повторялась мысль о том, что необходима поправка к бюджетному кодексу, которая бы вводила финансирование национальной политики отдельной строкой. Оптимизма в этом вопросе добавил собравшимся Сергей Миронов, заявивший, что представитель Минфина недавно заверил Министерство регионального развития, что "не возражает против введения отдельной строки", если Минрегионразвития внесет соответствующее предложение.

Спикер Совета Федерации перечислил наиболее актуальные проблемы, которые предстоит решить в сфере национальной политики. Помимо финансового обеспечения, это и проблема отсутствия специализированного органа исполнительной власти, и проблема слабого исполнения принятых уже законов, а также неоправданно затянутая процедура принятия новых законов. Так, ГД РФ уже пять месяцев затягивает принятие Федерального закона о государственной национальной политике.

Особого внимания требует проблема мониторинга конфликтов в сфере национальных отношений. По мнению Сергея Миронова, необходимо создать общероссийскую сеть специализированных учреждений, которые проводили бы социологический мониторинг и этнологическую экспертизу в регионах, где существуют тревожные тенденции в сфере межнациональных отношений. Спикер Совета Федерации предложил также сформировать комплексную рабочую группу по совершенствованию законодательства в сфере национальной политики.

Завершая слушания, Сергей Миронов продемонстрировал присутствующим уникальное издание "Москва многонациональная" и сообщил о планах издания иллюстрированного атласа "Россия многонациональная", под обложкой которого будет собрана информация о более чем 160 народах, населяющих Российскую Федерацию.


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования