Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 ПЕРСОНАЛИИ
Николай Левичев

Николай Левичев

 СООБЩЕСТВО

 ДОКУМЕНТЫ

обсудить в форуме

Выступление Николая Левичева на парламентских слушаниях "Роль гуманитарных наук в формировании общероссийской идентичности"

Выступление Николая Левичева на парламентских слушаниях "Роль гуманитарных наук в формировании общероссийской идентичности: совершенствование законодательной базы научно-исследовательских, издательских центров и просветительских организаций"
16 декабря, 2008 г
Москва
Государственная Дума РФ

Уважаемые коллеги!

Сегодняшние парламентские слушания инициированы общественным советом по гуманитарным наукам, который был создан полгода назад по инициативе нашего комитета по науке (Прим. Комитет Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям).

Созданием этого совета, куда вошли ученые, представляющие все области гуманитарного знания, мы хотели, во-первых, привлечь внимание общества и власти к проблемам гуманитарной науки и гуманитарного образования, а во-вторых, создать площадку для открытого диалога между учеными, интеллектуалами и властью при решении наиболее острых проблем современной России.

С 90-х годов корпус гуманитарного знания в нашей стране был, по сути, не востребован. Преобладало мнение, что гуманитарные "штудии" – нечто второстепенное и общество без них вполне может обойтись.

Такой подход проявляется в том, что сегодня на гуманитарные и социальные науки тратится менее 4 процентов всех средств, ежегодно выделяемых на науку. На фоне общего старения науки, "утечки мозгов" и т.н. "внутренней эмиграции ученых" нам скоро придется говорить уже не о кризисе, а о коллапсе гуманитарного знания и гуманитарной науки в стране. Количество высококвалифицированных специалистов в общественных и гуманитарных науках сократилось почти на треть.

Сегодня на 10 тысяч жителей России приходится порядка 20 обществоведов и гуманитариев. По этому показателю мы занимаем одно из последних мест в мире. Для сравнения, в Англии эта цифра в пять раз больше, то есть на десять тысяч жителей приходится около ста гуманитариев и обществоведов.

Между тем, тенденции развития современного общества указывают на то, что на протяжении XXI века общественная потребность в гуманитарном образовании будет постоянно расти, а его качество будет одним из важнейших факторов конкурентоспособности страны.

Обратите внимание, сегодня в условиях нарастающего финансового кризиса все задумались о возможных социальных и гуманитарных последствиях. А ведь они должны быть заранее просчитаны специалистами именно в области социальных наук: философами, социологами, демографами. Нарастание социальной напряженности неминуемо приведет к росту насилия, преступности, девальвации нравственных ценностей, а, в конечном счете, к общей дегуманизации человеческих отношений. Об этом гуманитариям надо думать уже сегодня.

На мой взгляд, гуманитарное знание – не просто важнейший компонент культуры, но стержневой элемент в функционировании всех институтов современного общества: правовых, политических, экономических. К слову сказать, никакие призывы Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева гуманизировать нашу систему правосудия не будут реализованы, если в обществе не будут активно внедряться гуманитарные технологии.

Без гуманитарного знания невозможно развитие и совершенствование общественных отношений. И постсоветское развитие страны – тому подтверждение.

Мы все свидетели процесса последовательной деидеологизации гуманитарного и социального знания. Деидеологизация была, безусловно, необходима, однако она приобрела крайние формы. В результате мы не можем внятно определить себя и свое место в мире. В российском обществе нет ясного понимания того, какова наша "историческая биография" и что мы представляем собой сегодня.

Мы столкнулись с болезненным для всего народа кризисом идентичности. Преодолеть этот кризис, решить проблему идентичности не привлекая гуманитарную науку и гуманитарное знание, на мой взгляд, невозможно.

Вопрос об основаниях общероссийской идентичности появился с возникновением нового российского государства, когда выявилась потребность в некой объединяющей идее, способной консолидировать российское общество. Каких только не было предложений на этот счет!

Отсутствие общенациональной идентичности – беда современного российского общества! К сожалению, за полтора десятилетия новые точки опоры так и не были найдены. В результате большинство россиян пребывает в состоянии идентификационного вакуума. А для многонациональных и федеративных государств отсутствие общей идентичности опасно вдвойне и становится одним из важнейших факторов нестабильности.

Распад практически сложившейся общности – "советский народ" – вызвал системный кризис политической идентификации и привел к множественным конфликтам. На наших глазах шло переписывание истории в угоду этническим интересам. В ряде регионов и национальных республик местная интеллигенция способствовала неумеренному возвеличиванию этнического и регионального самосознания. Это происходило как в сфере науки, так и в сфере гуманитарного образования.

Если бы дело ограничилось лишь подчеркиванием культурной и языковой самобытности, особых традиций выживания в местных природных и социальных условиях, все еще было бы ничего! Но ведь в дискуссиях стали доминировать ксенофобия, антирусские настроения, а нередко – и просто откровенное мифотворчество.

Иногда эти попытки мифотворчества доходят до абсурда и вызывают недоумение, если не смех у знающих людей (например, "Украина – Киевская Русь", или новое прочтение истории казахскими учеными, где вся политика России рассматривается как колонизаторская, лишившая казахов лучших земель, но зато подробно освещается роль казахов в отражении наполеоновского нашествия. Эти теории и объяснительные схемы становятся идеологическими клише и так или иначе влияют на общественное мнение.

Проблема идентичности приобретает актуальность и в связи с общей демографической ситуацией в стране, которая характеризуется изменением этнического баланса страны на фоне сокращения русского населения. И при этом России необходимо стимулировать приток мигрантов из стран ближнего зарубежья. Это данность, с которой надо считаться. В этих условиях особенно востребована интеграционная политика, обеспечивающая, в первую очередь, гражданскую идентичность. Только такой тип идентичности формирует и легитимирует государство-нацию, построенное на идее согражданства. Мы должны говорить не только о квотах для мигрантов, не только о конкретных мерах иммиграционной политики, учитывающей потребности региональных экономик, но и о механизмах интеграции и аккультурации новых сограждан.

Тема "строительства нации" долгое время вообще не обсуждалась, даже, я бы сказал, была табуирована. Представители власти скорее уклонялись от публичной дискуссии по "национальному вопросу". С другой стороны, активно развивались идеологические конструкты на основе этнического и конфессионального сепаратизма, востребованные национальными элитами, а латентные конфликты закономерно переходили из области вербальной в реальную.

Безусловно, усилия государственной власти по борьбе с сепаратизмом, национализмом, экстремизмом предотвратили распад Российской Федерации, однако, заметим, что доминирующей идентичностью для многих российских граждан пока остается этническая и региональная идентичность.

В мировом сообществе сегодня лидируют государства, сложившиеся как гражданские нации, либо стремящиеся к этому. При этом они часто полиэтничны. Однако в государстве, в котором этносы не объединены в политическую нацию общим гражданским интересом, часть энергетики развития неизбежно уходит на внутренние трения.

Синергетический эффект дает только гражданская идентичность, которая строится на чувстве согражданства, солидарности, сопричастности общему государству.

Новая российская политическая идентичность должна быть связана с общенациональными интегрирующими смыслами и символами, которых в современной России до обидного мало. Невозможно построить общероссийскую идентичность только на любви к Пушкину или на чувстве гордости за победу в Великой Отечественной войне. Популярный телевизионный проект "Имя Россия" показал, что в обществе нет даже консенсуса относительно исторического прошлого, а попытки объединить нацию, эксплуатируя только героическую компоненту, не достигают цели.

Думается, одной из задач выстраивания российской идентичности будет выявление особой роли России в мире, определение возможных зон ее лидерства и актуализация на основе этого миссии России в решении общемировых задач.

Общегражданская идентичность не возникает сама по себе. Это результат целенаправленных усилий всех общественных институтов: науки, образования, СМИ, общественных и политических организаций. А главное – государства. В последние годы становится все популярнее государственно – патриотическая риторика, что само по себе не плохо. Но не подлежит сомнению, что невозможно создать гражданскую нацию без гражданина, без формирования правовой культуры, гражданского самосознания, патриотического воспитания и политического образования.

По последним данным Московского бюро по правам человека, каждый четвертый гражданин России с неприязнью относится к приезжающим в нашу страну мигрантам, и по крайней мере, около 2/3 респондентов демонстрируют различные формы неприязни к представителям других национальностей. Стало быть, федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" в течение 2001-2005 гг. себя не оправдала.

В ряде регионов (в т.ч. в Санкт-Петербурге) после убийств на национальной почве были приняты специальные программы по укреплению толерантности, но это пока эпизоды. Очевидно, что директивными, запретительными и силовыми действиями проблемы национализма, ксенофобии, нетерпимости не решить. Необходимы последовательные меры, с одной стороны, связанные с укреплением гражданского единства, а с другой – с воспитанием гражданского и правового сознания.

Таким образом, актуализируется вопрос о поисках социальных факторов и идеологических оснований консолидации нации и укрепления российской государственности на основе общих, разделяемых всеми гражданами страны, базовых ценностей.

Приходится признать, что политические дебаты на эту тему слишком эмоциональны, а правовые основания и законодательная база – размыты или вообще отсутствуют.

Единственным документом, определяющим многонациональные отношения в стране, остается Концепция национальной политики РФ, подписанная Президентом страны Борисом Ельциным в 1996 г., многие положения которой за 12 лет устарели.

Этот декларативный документ ограничивается констатацией, что все народы России должны жить в мире и согласии на основе принципов равноправия и взаимоуважения. По сути, в содержательном плане – это набор идеологических штампов советского образца о равенстве и полном развитии всех этносов, дружбе народов, праве "малочисленных народов" на определенные преференции, как будто и не было опыта жизни в постсоветском пространстве, полностью разрушившего на практике эти благие пожелания. Закон "Об основах государственной национальной политики РФ", который в разных версиях много обсуждался в 2006 г., так и не был принят.

В области образования, воспитания и просвещения в России действует федеральная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан России" (2006-2010 гг.), которая во многом основывается на воссоздании прошлого опыта, например, спортивно-технического комплекса "Готов к труду и защите Отечества" (наследник ГТО). Изучая перечень мероприятий программы, мы как будто окунаемся в старое доброе советское время – слеты юных туристов, конкурсы патриотической песни, поисковые отряды. Это в целом полезно. Однако сегодня нельзя просто скопировать советскую модель патриотического воспитания, которая действовала в совершенно других условиях. За это время изменилась среда, ценности, настроение молодежи. Все это надо учитывать. Патриотизм, основанный только на национальном чувстве, опасен. Программа совершенно не включает в себя мероприятий, связанных с гражданским воспитанием, с развитием политико-правового сознания, что особенно актуально в условиях активизации экстремистских движений.

Проекты государственной программы "Гражданское образование населения РФ" не были приняты. Не решается вопрос интеграции новых граждан и иммигрантов в российское общество и даже в языковую среду.

Поэтому мы считаем необходимым дополнить существующую программу "Патриотического воспитания граждан РФ" мерами, направленными на развитие гражданского правосознания, на распространение толерантности и на формирование общероссийской гражданской идентичности.

Но усилия в этом направлении должны предприниматься и другими общественными институтами, прежде всего, теми, которые включены в систему производства и трансляции гуманитарного знания. Не секрет, что сегодня в обществе возможности науки в деле просвещения народа весьма ограничены. Нам приходится сталкиваться скорее с распространением псевдо-научных представлений в общественном сознании, с возвратом к архаическим, если не сказать дремучим, взглядам о мире, обществе, человеке, распространяемых СМИ с помощью так называемых магов, колдунов, астрологов и очевидцев встреч с инопланетянами. Потерянность в истории и в мире – один из главных показателей нынешнего социально-психологического состояния общества.

Я думаю, мы сегодня подробно поговорим о деятельности академических институтов, издательств, периодических журналов, научных фондов в формировании единого культурного и образовательного пространства в стране. Необходимо преодолеть невостребованность гуманитарного знания и восстановить нормальные условия для его развития. Потенциал гуманитарных наук должен быть использован при подготовке государственных решений, на стадии выработки предложений и формирования программ и на этапе оценки эффективности проводимой государственной политики.

Экономическое процветание и военное могущество любого государства невозможны без определённых политических и социальных идей и идеалов, которые формируются именно в научной интеллектуальной среде.

Гуманитарные науки должны помочь России решить стоящие перед ней масштабные задачи, реализовать неисчерпаемый и уникальный потенциал российской нации.

Главным условием для перехода страны к инновационному развитию является не только наличие техники и технологий, а в первую очередь, развитие человеческого капитала. Чтобы творить и совершать великие научные открытия, способные вернуть нашей стране лидирующее положение в мире, люди должны помнить, что они делают это – для своей страны, для нашего народа, для нашего будущего!

Источник: Официальный сайт Николая Левичева


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования