01 декабря 2008, 19:43 | Давид Ильич Реби (viktoriya) религия крымчаков .О РЕЛИГИИ КРЫМЧАКОВ - 2
По мнению некоторых учёных,
возникновение религии было вызвано
стремлением человека познать окружающий
его мир и защититься от угрожающей ему
опасности. По своей сути, это была
зарождающаяся наука доисторического
общества. Спустя тысячи, может быть,
миллионы лет, появилась настоящая наука,
которая пыталась познать мир, исследуя
его с помощью "проб и ошибок". Казалось
бы, религия выполнила своё
предназначение и должна была исчезнуть,
уступив своё место науке. Однако же
этого не случилось: религия прочно
обосновалась в мире людей, угрожая
человечеству неисчислимыми бедами. Дело
в том, что у разных народов религия
приобрела свои индивидуальные формы: у
одних - иудаизм с различными толками, у
других - христианство тоже с различными
модификациями, у третьих - ислам тоже
неоднородный и т.д. Все эти приверженцы
разных религиозных толков затеяли между
собой смертельную войну: в исламе
сторонники суннитов готовы уничтожить
шиитов, а те и другие вместе - иудеев и
христиан. А в наше время, учитывая
современные оружия уничтожения,
религиозные фанатики готовы взорвать
целый мир, защищая свою религию и не
уставая повторять, что "Бог един".
Но так было не всегда. В середине
х1х века известный русский писатель Глеб
Иванович Успенский в серии очерков
"Нравы Растеряевой улицы" рассказал об
удивительной простоте и терпимости
русского мужика. Семьи в те времена были
многочисленны, взрослые сыновья с жёнами
ютились вместе в одном доме. По утрам
каждая невестка вешала на стену свою
икону и молилась. Затем её сменяла
другая невестка со своей иконой и т. д.
Никто ни с кем не ссорился. Вероятно,
так было и в других странах. Можно было
надеяться, что страшные времена
Варфоломеевской ночи, когда католики
безжалостно вырезали целые семьи
гугенотов, канут в прошлое. Но
произошло неожиданное: в наши дни
религиозный фанатизм достиг своей
наивысшей точки. Казалось бы,
человечество сознаёт нависшую над ним
опасность, однако ничего не
предпринимает для своего спасения. А всё
потому, что сегодня ещё не готово
отказаться от религии. Мало того: так
как большевики, как воинственные
безбожники, в своё время запретили все
религии и жестоко преследовали всех
служителей культа, после распада
Советского союза началось их дикое
возрождение. Вчерашние коммунисты, всю
свою жизнь утверждавшие, что "религия -
опиум народа", сегодня низко склоняют
головы, подобострастно целуя руки
совершенно обнаглевшим, почувствовавшим
свою силу, попам. Религиозное безумие
охватило весь мир и выхода из него пока
не видно.
Что же касается крымчаков, на
протяжении многих веков их официальной
религией признавался ортодоксальный
иудаизм, поэтому их называли
евреями-раввинистами. Историков никогда
не интересовал вопрос: какую религию
исповедовал этот народ до приобщения к
иудаизму? Между тем, стоит только
заглянуть в фольклор крымчаков,
формировавшийся на протяжении столетий,
чтобы увидеть, что он изобилует именами
"Алла" и "Танъры". Известно, что до
приобщения к православию русские были
язычниками и поклонялись Перуну, Яриле,
Сварогу и другим языческим богам.
Сегодня эти имена известны только
учёным. Ещё Пушкин знал о них ("покорный
Перуну старик одному"). Знал и
А.М.Островский (бог Ярила в сказке
"Снегурочка"). Что же касается рядового
русского человека, он своих языческих
богов давно уже забыл. А вот крымчаки,
хоть и перешли в иудейскую веру, старых
богов своих не забывали, потому что им о
них постоянно напоминали их пословицы и
поговорки, например, такие как:
адамахтан мал тŸкенмез, Танъры
сахласын вермектэн (от обещаний товар не
уменьшится, боже сохрани отдавать),
алла версэ, йаткъангъа версын (если бог
даёт, пусть даёт лежачему, т.е.
бедному, больному) и т.д. Часто имена
этих богов упоминаются в крымчакских
песнях, сказках и даже в переводах из
Библии. В переводе на крымчакский язык
"Книги Рут" можно обнаружить имена Алла
и Танъры. То же самое и в переводе
"Книги пророка Даниила".
При советской власти все религии
были запрещены, в 1925году были закрыты
молитвенные дома крымчаков и вместо них
открыты дома культуры. Там крымчаки
собирались и собственными силами на
родном языке ставили спектакли ("Аршин
мал алан", "КÖр огълы" и др.).
Потом они сами стали писать пьесы на
крымчакском языке - сцены из
национальной жизни - и в них опять
фигурировали те же Алла и Танъры. А ведь
это был уже ХХ век!
Когда Х.Х.Медини, обучавший
крымчакских мальчишек грамоте, узнал,
что крымчаки в молитвах упоминают имена
Алла и Танъры (это был 1866год), он
строго-настрого потребовал забыть
навсегда эти имена. Крымчаки обещали.
Тем не менее, сохранили свои "тасурлар"
(молитвы на крымчакском языке). И даже
после 1941года, когда в Крыму всё
крымчакское население было поголовно
уничтожено фашистами, молитвы на родном
языке с теми же Танъры и Алла были
сохранены крымчаками, вернувшимися на
родину после эвакуации, и мы сегодня
имеем возможность с ними
познакомиться.
Х.Х.Медини научил крымчакских
мальчишек читать и писать
древнееврейским алфавитом и этим оказал
нам неоценимую услугу: сейчас мы, читая
написанные его учениками джонки,
знакомимся с подлинной историей
крымчаков. Медини научил крымчакских
мальчишек произносить молитвы на
арамейском языке (когда, в 1968 году,
после долгого отсутствия я вернулся в
Крым, крымчаки читали поминальную
молитву - кадыш - только на арамейском,
правда, обязательно добавляя потом на
крымчакском "чъаны дувачъы олсын" -
пусть душа его молится за нас).
Тридцать лет трудился пастырь
добросовестно, и ему кое-что удалось. Он
научил крымчаков отмечать еврейские
праздники, внедрил принятые в иудаизме
нормы в свадебный и другие ритуалы
крымчаков и т.д., и т.п. Задачей его
было - сделать из крымчаков полноценных
евреев. Насколько это ему удалось?
Если мы заглянем в джонку
И.Ю.Габая (начало хх века), то на стр.
179 прочтём: "Барабар китэльым ве
къайтальым аталарымызнынъ йерынэ, о
тŸгельы топрахымызгъа, Исраэльнынъ
йерымызге. Тэз къайтынъыз узакълардан
аталарымызнынъ йерынэ, къачынъыз
чыхынъыз сыхлетлердэн аллахнынъ
йардымы илен. О вахыт мылет олырбыз.
Бызлердэн къурылыр тэмель.. О вахыт
йуректэн къуванырбыз да эм шенъльык
этэрбыз" (Все вместе вернёмся на землю
наших отцов, родную израильскую землю.
Скорее возвращайтесь, с божьей помощью,
на свою родину. Тогда мы станем народом,
мы заложим фундамент. И мы сердцем
возрадуемся и возвеселимся). Неизвестно,
когда была создана эта молитва, но явно
после принятия крымчаками иудаизма.
Язык её, лексика, фразеология очень
древнего происхождения, восходящая к
алтайскому периоду жизни народа
(крымчаки очень долгие годы сохраняли
свой древний язык, что и отразилось в их
молитвах). Отметим также, что в качестве
бога здесь упоминается "аллах"
(аллахнынъ йардымы илен). У
евреев-раввинистов бог - аллах? У них -
барух ата адонай!. В молитве
содержится призыв возвратиться в "родную
израильскую землю". Но этот же автор на
стр.77, перечисляя крымчакские
пословицы, приводит и такую: "Налет
чуфутынъ садакъасына аллах сахласын
бельасындан" (спаси нас аллах от беды -
милостыни проклятого еврея). Как можно
было совместить в одной религии эти
диаметрально противоположные
устремления? Крымчаки всегда были
самого высокого мнения об образованности
евреев, и в ответственных случаях
обращались к ним за помощью (например,
когда писали письмо к российскому
императору Александру 1-му). И вдруг -
такая пословица! Ведь всякая пословица
- это опыт многих поколений народа (по -
крымчакски пословица называется "аталар
сöзы" - мудрость отцов). Ясно, что
отношения между крымчаками и евреями
были непростыми: с одной стороны -
уважение и доверие, с другой -
неприязнь. А вызвана была эта
неприязнь, скорее всего, тем, что Медини
запретил им помнить о вере их отцов,
которых они свято почитали.
Что известно обо всём этом
совремённым историкам и этнологам,
пишущим о нашем народе? Боюсь, что
немного. Иначе они не писали бы, как
ведущий преподаватель истории
Государственного Таврического
университета А.Герцен: "Предками
совремённых крымчаков были
евреи-раввинисты". Как видим, и сегодня
"современная наука" не отказалась от
своей догматической позиции.
Здесь есть ещё один аспект.
Когда возникла эта формулировка
(евреи-раввинисты), этнология как наука
ещё не появилась, и люди и народы
идентифицировались только по официально
исповедуемой ими религии - христианин,
православный, иудей, мусульманин и т.д.
Крымчаки исповедуют ортодоксальный
иудаизм - значит они евреи-раввинисты.
Другие компоненты - язык, культура,
менталитет народа, его историческая
память, национальные обычаи - не
учитывались. В Крыму собралось большое
количество народов, принявших за основу
Ветхий Завет в его разнообразных
толкованиях. Вообще-то первые поселения
евреев в Крыму состоялись ещё до новой
эры. Попали они сюда из разных стран
Европы и Азии - Греции, Персии, Турции и
т.д. За годы странствий они совершенно
забыли свой родной язык. Даже молитвы
свои они произносили не на
древнееврейском, а на греческом и др.
языках. Так как Крым был тюркоязычным,
многие перешли на тюркский язык и стали
называться крымскими евреями. А ведь
предки крымчаков попали в Крым только в
У111 веке в числе тюркских племён,
входивших в Хазарский каганат, и не
имели ничего общего с этими "крымскими
евреями", которых было достаточно
много и нет никакой информации о том,
что они влились в среду крымчаков,
иначе нас было бы не тысяча-две человек,
а гораздо больше. Однако же, понятия
"крымский еврей" и "крымчак" по
недоразумению стали синонимами (как
евреи, говорящие на татарском языке).
Но настал момент, когда не только
титулованным представителям династий,
исследующим свой род "от Гостомысла до
наших дней", но и обыкновенным людям и
народам захотелось выяснить своё
происхождение, заглянуть в своё прошлое,
узнать кто они и откуда. И вот тут-то и
обнаружилось, что никогда предки
крымчаков не жили в Израиле, и, значит,
родина их отцов, на самом деле, Алтай, а
вовсе не Палестина, куда призывают их
возвращаться. Об этом свидетельствуют не
только их алтайские боги, но и язык
народа, его лексика, фразеология.
Крымчаки хоть и приняли новую веру, но
никогда не забывали, что они - не
евреи, они "другой народ со своим
языком" (об этом я уже писал в статье
"Кто мы и откуда").
В то же время в Израиле крымчаков
принимают с большой охотой, считая их
"самыми древними евреями". И крымчаки
туда едут охотно, потому что евреи
создали на сегодняшний день самое
благоустроенное, современное, социально
ориентированное государство.
Когда мы создавали своё
культурно-просветительское общество, мы
задались целью восстановить свой язык,
свою историю и культуру, которую так
безбожно исказили всевозможные историки.
И вот восстанавливая свой язык,
фольклор, прежние свои молитвы, мы
пришли к пониманию своего происхождения
и своей истории. Если бы историки,
пишущие о нашем народе, действительно
серьёзно заинтересовались историей
крымчаков, они постарались бы проделать
ту работу, которую пришлось выполнить
нам. Но им легче заглянуть в Еврейскую
энциклопедию, в которой приводится
информация трёхсотлетней давности.
Поразительно: все современные науки
проделали огромный шаг в своём развитии.
Мы уже шагнули в космос, побывали на
Луне, готовимся высадиться на Марсе, - а
история топчется на одном месте, погибая
от вмешательства недобросовестных
политиков, преследующих свои
узкокорыстные цели. Как наука, история
давно уже не существует, она
превратилась в служанку грязных
политиканов и мракобесов.
Я не историк, но вынужден писать
об этом, потому что больше некому.
Нашего народа практически больше не
существует, а современные историки
безнадежно отстали от времени и, в
сущности, мало интересуются нашим
прошлым. Кто же скажет правду о нас,
кроме нас самих? Ведь уже сейчас об
этом прочно забыто. Многие крымчаки уже
поверили в то, что они евреи и предки их
жили в Палестине. Естественно, если они
уехали из Крыма, забыли родной язык
(песни Ашик Гариба пели в каждой
крымчакской семье), свои древние
молитвы, фольклор, грустные народные
песни (йаных йырлары) и всё, что связано
с прошлой жизнью, - чего можно от них
ожидать? Но ведь был на земле в течение
многих сотен лет такой народ - крымчаки,
жил в Симферополе къалпакъчы Йешвакъай
- шапочник, татары всего Крыма
заказывали шапки только у него.
Геройски сражались на фронтах 1-й
империалистической войны сыновья
Йешвакъая братья Пиастро (об этом
писали все российские газеты). Крымчак
Яков Чапичев стал Героем Советского
Союза, крымчак Колпакчи - генералом. А
литература? Разве не оставил свой след в
ней наш народ? Лермонтов заинтересовался
крымчакским вариантом сказки "Ашик
Кериб", пушкинская "Сказка о царе
Салтане" очень близка крымчакской
сказке "Падышах, его сын и красивейшая
в мире" (об этом я писал в издании
"Брега Тавриды"). Кто сейчас об этом
знает? Когда-то Лермонтов горевал, что
после его смерти одни будут считать его
лучше, чем он был, другие, что он хуже,
а ему хотелось, чтобы в памяти людей он
остался таким, каким он был на самом
деле. Правда, только правда, ничего
кроме правды - вот что нужно нам,
крымчакам. Но ведь она нужна и
современной науке!
Д.И.Реби
Симферополь, 2008
|