Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

обсудить в форуме

02 июля 2009

Мигранты и русская культура, – мнения священнослужителей

Министр культуры России Александр Авдеев в Хабаровске на совещании по вопросам толерантности сказал, что миграция разрушает культуру речи. Как пояснил слова министра директор института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз, "когда в школьном классе много мигрантов, это неизбежно наложит отпечаток и на речь русских детей".

Александр Авдеев также отметил, что в регионах рядом со многими привычными культурами появляются новые, поэтому важно научиться уважать чужие культуры, которые приходят через миграцию и иностранную рабочую силу, развивать национальную солидарность и толерантность к разным национальным культурам.

Напомним, что в недавних опросах Regions.ru священнослужители и парламентарии подчеркнули, что нужно учить не толерантности и терпимости, а взаимному уважению наций и культур.

Мы в очередной раз видим, что власть пытается призвать население уважать приезжих, ничего не требуя от самих мигрантов. Как нам кажется, уважение со стороны коренного населения возможно лишь в том случае, если сами мигранты будут уважать нашу страну, нашу культуру, обычаи и знать русский язык. Подобный подход является общепринятым в любой уважающей себя цивилизованной стране.

"Возможно ли успешное развитие гражданского общества при отсутствии у мигрантов уважения к культуре принявшей их страны?" – таким вопросом обратился корреспондент Regions.ru к священнослужителям и экспертам.

Известный православный миссионер игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище, считает, что мигранту сейчас даже и при желании трудно получить необходимые для жизни в России познания.

"Взаимодействие цивилизаций неизбежно. В той цивилизационной модели, в которой мы живем, от него никуда не уйти. Запретить миграцию невозможно, а необходимость ее разумно ограничивать все и так понимают. Понятно и то, что государство в первую очередь должно заботиться о своем населении, своих гражданах", – сказал священник.

"Конечно, нужно, чтобы приезжие вели себя с уважением. А для этого нужно, чтобы они нас понимали. Нужны курсы, где бы их знакомили с русским языком, с православием, с русской культурой. А пока что и тем мигрантам, которые хотели бы изучить нашу культуру это не так и просто сделать", – отметил он.

"Добавлю, что культуры не бывает без культа, а значит, без изучения религии, в данном случае православия, они эту культуру так и не узнают. На разговоры о том. что, мол, мусульмане будут обижаться, отвечу, что если бы у меня были бы дети и жил бы я в Самарканде, то я счел бы необходимым, чтобы мои дети прослушали бы курс основ ислама, чтобы они просто адекватно могли существовать в том обществе, в котором они живут. Это не значит, что им придется отречься от православия", – считает он.

"Если мы хотим, чтобы уважение к нашей культуре появилось у приезжих и чтобы мы понимали их лучше, нужно предложить им православные ценности, на которых зиждется наша культура. Люди везут сюда свой труд и они вправе получить здесь какие-то материальные блага, а мы вправе предложить им высочайшие ценности, которые предлагает православие. Пока православие предстает перед мигрантами в виде скинхедов и маргинальных шовинистов, они боятся – так возникают различные нездоровые тенденции. Когда же они узнают само учение православия, все будет по-другому. Диалог цивилизаций будет происходить гораздо более мирно, как это было в Российской империи, где все уважали царя, жили очень мирно и толерантно", – уверен отец Сергий.

"Во взаимодействии языков тоже ничего особенно дурного нет. Это естественный процесс. Даже появление заимствование иноязычных слов и выражений (например, в жаргонах) – это вполне нормально, оно может и обогащать язык. Важно, какое смысловое наполнение и эмоциональную окраску он приобретает. В конце концов, в русском языке давно прижилось множество заимствованных слов – и с Востока, и с Запада", – напомнил он.

Иеромонах Лука (Степанов), зав. кафедрой теологии Рязанского государственного университета им. С. Есенина, считает, что в настоящей ситуации мигрантам нас не за что уважать.

"Невозможно уважать нацию, руководство которой не уважает собственную культуру. Когда столько лет подряд не удается добиться, чтобы в школах давались элементарные знания о православии, на котором эта культура держится, это нельзя понять иначе как сознательный отказ от собственных корней. Так за что же нас уважать тем, кто за свою культуру держится и активно ее внедряет?" – сказал он.

"Пока Россия не наберется смелости быть собою, все разговоры о толерантности бессмысленны. Никакого отношения к национальному достоинству такая толерантность не имеет. Нужно сначала навести порядок в собственном образовании, вспомнив о богооткровенных истинах, которыми всегда питалась и культура и дух нашего народа. Нужно навести порядок на собственном телевидении, чтобы оно прекратило глумиться над моральными нормами, которые разделяет подавляющее большинство у нас в стране. Вот тогда можно будет требовать уважения от других народов", – резко сказал отец Лука.

"Надо сказать, что многие конкретные руководители не таковы: некоторые из них смело и ясно исповедуют настоящие ценности. В этом отношении хотелось бы подчеркнуть добрый опыт нашей Рязанской губернии, где областное министерство образования и наша епархия подписали документы о сотрудничестве и во многих вопросах действуют сообща. Хотя в чем-то нас и сдерживает общероссийская инертность", – добавил он.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак подчеркнул, что проблема обучения русскому языку, русским традициям у мигрантов действительно существует.

"Мигранты, безусловно, должны уважительно относиться к той стране, где они находятся. На мой взгляд, это очевидная истина. Понятно, что если приезжие будут вести себя недостойным образом, это вызовет волну недовольства, если гости не ценят обычаев и традиций принимающей страны, то это вызовет негативную реакцию", – сказал он.

"Но мы, русские, сами утрачиваем свои традиции. Я имею в первую очередь традиции духовные, но то же касается и культуры вообще, и русского языка: их не ценят и не берегут. Люди часто говорят плохо, невнятно, убого. Новояз, созданный в интернете, проникает и в устную речь. Размываются нормы языка, меняется словоупотребление, и молодые русские люди часто не знают самых элементарных правил родной речи. Сложно упрекать мигрантов, которые плохо говорят по-русски, когда мы сами свой язык забываем. Если б у нашего народа были крепкие собственные традиции и мы сохраняли бы культуру в ее чистом виде, то многих проблем бы просто не возникало. Иностранцы поддавались бы притяжению высокой культуры", – отметил отец Андрей.

"Вполне очевидно также, что, оказавшись в чужой среде, люди должны учитывать факторы, которые формировали ее традиции. Опять же, если мы сами попадаем в чужую среду, мы же стараемся ее уважать – на Востоке, в Западной Европе. А как у нас приезжие могут понять основы культуры, когда мы их сами позабыли?" – добавил он.

Иеродиакон Иоанн Корниенко, известный православный общественник и миссионер, считает, что нужно обращаться в первую очередь к тем, чей авторитет признают сами мигранты.

"Прежде всего признаем очевидное: этнические русские вымирают. Следовательно, надо искать возможности передать русскую культуру будущему поколению, из кого бы в этническом смысле оно ни состояло", – сказал он.

"Если мы примем такое стратегическое понимание развития, то мы будем соответственно относиться к этим людям. Нам нужно делить людей не на приезжих и местных, а на тех, кто хочет или не хочет глубоко усваивать культуру страны, где они живут. Тех, кто хочет, нужно стратегически продвигать, а они в свою очередь будут нести эту культуру тем, кто не был готов уважать ее прежде. Речь идет о выявлении лидеров, лучших представителей своего народа. Не надо требовать, чтобы они отказывались от своего опыта и культурного наследия, – но нужно добиться, чтобы они учитывали наш опыт и добавляли его к своему. Мудрый человек всегда будет готов воспринять опыт другой нации", – считает отец Иоанн. "Такая политика принесет плоды не сразу, но через 10-20 лет общество будет освобождено от таких проблем, как национальная нетерпимость", – подчеркнул он.

Борис Якеменко, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Российского университета дружбы народов, член комиссии общественной палаты по сохранению культурного и духовного наследия, руководитель православного корпуса движения "Наши" отметил, что те, кто хотят жить в России, обязаны не просто знать язык, традицию и культуру, но знать их досконально.

"По сути дела, мигрант – человек, который живет в твоем доме, причем часто живет, тебя не спросивши. Причем очевидно, что в случае чего ему есть куда пойти, а хозяевам некуда. Поэтому мигранты обязаны придерживаться некоего свода правил, который им необходимо предложить без обсуждения. Люди обязаны понимать, что, попадая в Россию, они вынуждены будут выполнить огромное количество требований. Чтобы рано или поздно оказаться на равных правах с хозяевами, приезжие должны это право заслужить. Они должны приложить множество усилий – работая созидательно на эту страну, стремясь как можно глубже окунуться в ее традиции и обычаи. Они обязаны знать язык, они обязаны знать традицию и культуру. Прежде чем получить права граждан, они должны гражданами стать. Недопустимо требовать от всех относиться одинаково к только что приехавшему мигранту и к человеку, который всю жизнь прожил в этой стране", – сказал он. "Кстати, я всегда выступал за то, чтобы миссионерская работа православных организаций очень плотно велась с гастарбайтерами, именно для того, чтобы они знали исконную культуру страны, в которую они попали. Эта работа не означает воцерковления, она означает знакомство с истоками культуры России", – отметил Борис Якеменко.

"Иначе мы получим Париж, национальные кварталы-гетто, куда будет бояться заходить милиция, и так далее и тому подобное. Когда я был во Франции, нам объясняли, что в некоторые кварталы не стоит заходить никогда, потому что если там что-то с нами случится, концов не найти. Такие кварталы, надо сказать, находятся там в десяти минутах от центра. Причем со всеми вытекающими последствиями – вонью, грязью, бельем, висящим через улицу. В Америке вызывает серьезную озабоченность факт, что более четверти населения живет всю жизнь не зная английского. Это мигранты, которым настолько хорошо живется в своем сообществе, что у них даже не возникает необходимости выучить язык. С другой стороны, есть такие страны, как Япония, где миграции практически не существует, хотя работать там есть где. Потому что бесполезно – всегда ты будешь жить на вторых ролях. Чтобы ты ни делал. Если японки выходят замуж за иностранца, они, как правило, уезжают следом за ним, потому что в Японии он никогда не сможет стать полноценным гражданином. Благодаря этому это одна из самых монолитных стран: 99 процентов населения – японцы. Таким образом, надо понимать, что существует множество технологий, которые позволяют сохранять национальную идентичность и при этом не попадать в рабство к тем, кто вроде бы приехал столоваться и подработать", – сказал Якеменко.

"Нужна очень серьезная разъяснительная работа как с коренным населением, так и с мигрантами. Те, кто предлагает "избавиться от чужаков", должны быть готовы взять в руки метлы, мастерки, лопаты, и выйти на улицы – чистить помойки, подметать улицы, фасовать продукты. А не готовы – не стоит на них и роптать. Эти люди работают за копейки и живут в нищете, – они хотят лишь стабильной зарплаты для восьмерых детей, оставшихся на родине", подчеркнул он.

"Другое дело, когда они начинают вести себя по законам собственной страны, а зачастую и гораздо хуже. У себя на родине кавказец никогда не оскорбит старика, а у нас я сам наблюдал обратное. На нашу старушку можно накричать матом и пихнуть ее, потому что здесь снесут, а там давно уже пробили бы голову. Так что баланс между разъяснительной работой с коренным населением и работой с мигрантами должен быть очень чутко соблюден. Объясняя местному населению, что у мигрантов нет цели угрожать нашему суверенитету, у них нет в мыслях покушаться на государственность, нужно дать возможность мигрантам чувствовать себя спокойно, уверенно. Но они должны вести себя в соответствии с моральными, духовными, нравственными, юридическими законами той страны, в которой они находятся", – заключил Борис Якеменко.

Источник: Regions.ru


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования