Русские британцы или Мифический Лондонград

Велкам ту Раша или Какая Россия нам нужна?

"Недоучрежденное" государство РФ

Кем заселить Россию?

партнеры   сотрудничество   контакты   поиск  
НАРОДЫ РОССИИ

   Новости    СМИ    Публикации    Анонсы    Документы    Персоналии    Символика    Народы    Форум

 ПОИСК ПО САЙТУ
 РАССЫЛКА
 СООБЩЕСТВО

 МОНИТОРИНГ СМИ

обсудить в форуме

21 июля 2009

Алексей Еленевич

Основные проблемы и направления развития миграционной политики в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья в период мирового спада экономики

Главный технический советник проекта "Стабильное партнерство, как средство обеспечения эффективного управления миграцией рабочей силы в Российской Федерации, на Кавказе и в Средней Азии" Субрегионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии г-н Нелим Баруа дал эксклюзивное интервью редактору ИнформБюро KaDOZOR Алексею Еленевичу.

Тема интервью: "Основные проблемы и направления развития миграционной политики в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья в период мирового спада экономики".

KaDOZOR: В связи с нарастающей напряженностью на рынке труда миграционная политика абсолютного большинства государств зашла в тупик. Какие меры предпринимает МОТ в нормализации управления миграцией рабочей силы?

Нелим Баруа: В данном регионе МОТ, совместно с правительством и социальными партнерами, при финансовой поддержке Евросоюза, реализует региональный проект, нацеленный на продвижение эффективного управления трудовой миграцией. Было проведено несколько исследований в различных областях, связанных с управлением миграцией, национальный подход рассматривался в сравнении с международными стандартами. МОТ предоставляет консультации в области прав мигрантов, стандартов в сфере трудовых отношений и политики занятости. Мы сотрудничаем с Министерством здравоохранения и социального развития РФ в работе над улучшением прогнозирования потребности в рабочей силе и составления квот. В рамках упомянутого мной проекта МОТ будет поддерживать оказание консультационной и юридической помощи мигрантам по вопросам невыплаты зарплат и реинтеграции возвращающихся мигрантов.

KaDOZOR: Г-н Баруа, совсем недавно проходили парламентские слушаниях в Совете Федерации, посвященных решению проблемы нелегальной миграции с помощью подбора иностранных кадров путем организации частно-государственного партнерства (проект закона "Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных трудящихся-мигрантов"). Есть ли успешный опыт подобного сотрудничества в мире и как Вы оцениваете перспективы внедрения международной практики частно-государственного партнерства по упорядочению миграционных потоков и противодействию нелегальной миграции в России?

Нелим Баруа: Что касается общественных слушаний, которые проходили в Совете Федерации, то Международная Организация Труда и лично я были приглашены на это заседание и меня попросили сделать небольшое выступление относительно роли частных агентств занятости в деле сведения воедино работодателей и соискателей (трудящихся-мигрантов). Я могу предоставить текст своего выступления для публикации в "Новостях мировой индустрии труда".

Я хотел бы сказать, что, несомненно, есть примеры удачного сотрудничества между государством и частными структурами. В частности, в ноябре прошлого года мы с представителями российских органов власти, работодателей и профсоюзов посетили Испанию с целью изучения опыта, и мы там увидели достаточно интересный пример фермерского кооператива в провинции Льейда (Каталония), который по просьбе своих членов занимался подбором трудовых мигрантов, беря на себя всю цепочку необходимых действий от подбора до привоза их в Испанию, оформления виз, определения их квалификации и обеспечения их жильем и помощи с возвращением и реинтеграцией. Есть и другие удачные примеры продуктивного сотрудничества не только через организации работодателей, но и с помощью профсоюзов и агентств занятости.

KaDOZOR: Я знаю, что в Северной Европе есть удачный опыт частно-государственного партнерства.

Нелим Баруа: Да, возможно. Страны Северной Европы не являются моей специализацией. Но, по моему мнению, организации-работодатели могут играть прогрессивную и очень важную роль в деле найма трудящихся-мигрантов.

Во-первых, сами работодатели обычно прогрессивно смотрят на процесс трудоустройства мигрантов.

Во-вторых, сами трудовые мигранты чаще устраиваются именно частными организациями, а не государственными.

Также, не менее важна роль профсоюзов в этой цепочке, которые могут стоять на защите прав трудящихся-мигрантов и должны инициировать членство мигрантов в своих рядах, чтобы обеспечить им высокий уровень защиты их прав.

В принципе, все участники частно-государственного партнерства призваны играть важную роль в деле регулирования миграции на благо посылающих и принимающих стран, а также самих мигрантов.

KaDOZOR: В России есть организации (МАТМ, АКПП), которые выступают за последовательное и цивилизованное решение проблем нелегальной миграции. Каково Ваше мнение о деятельности этих организаций и способны ли они повлиять на неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в этом сегменте рынка труда?

Нелим Баруа: Как я уже отмечал, процесс организованного сведения работодателя и мигранта имеет первостепенное значение. Роль частных кадровых компаний может быть рассмотрена с двух сторон. Одна – положительная: работодатель находит работника, мигрант находит работу, но в отсутствие эффективного управления имеют место нарушения прав, а также более распространенное явление: цена, которую мигрант платит за свое трудоустройство. Некоторые агентства, лицензированные либо нет, взимают за трудоустройство мигранта довольно значительные деньги, а само трудоустройство иногда становится фиктивным. Поэтому, с точки зрения Международной организации труда необходимы инструменты регулирования деятельности частных агентств по трудоустройству, мы в этом направлении довольно тесно сотрудничали с АКПП и МАТМ и признаем их важную роль в процессе нормализации цивилизованной трудовой миграции. В частности, МОТ поддержала разработку "Кодекс деловой этики" для членов Альянса и частных агентств занятости совместно с МАТМ.

KaDOZOR: Г-н Баруа, ИнформБюро KaDOZOR в своих публикациях постоянно освещает тему нелегальной миграции. На сегодняшний день ситуация складывается катастрофическая. А что дальше? Есть ли выход из этого лабиринта к взаимопониманию между всеми участниками процесса управления миграцией рабочей силы?

Нелим Баруа: Ваш вопрос – имеет ли миграция из других стран СНГ, в которой участвуют легальные мигранты и мигранты с неурегулированным статусом, положительное или отрицательное влияние в России? Я думаю, что плюсов гораздо больше. Сказав это, не могу не отметить, что необходимо делать гораздо больше для усиления организованности трудовой миграции, с тем, чтобы мигранты были более защищены и законы соблюдались.

KaDOZOR: В том числе и чтобы упростить процесс легализации прибывающих трудящихся-мигрантов, дабы не направлять их по пути "теневого" трудоустройства.

Нелим Баруа: Скажем так, по сравнению с большинством стран, принимающих трудящихся-мигрантов, процедура легализации (для мигрантов из СНГ) относительно проста.

KaDOZOR: Как гражданину России мне очень приятно это слышать. И в продолжении темы: в каких странах мира наиболее часто нарушается миграционное законодательство?

Нелим Баруа: Я должен сказать, что неурегулированная миграция имеет глобальное распространение. В каждом регионе мира мы наблюдаем потоки неурегулированной миграции между соседствующими странами. Индия принимает большое количество мигрантов из Непала и Бангладеш, похожая ситуация существует в Южной Африке, Таиланде, Малайзии и странах Персидского залива. В США большое число мигрантов из Мексики, В Италию и Испанию идет приток из Африки, то есть наблюдается повсеместное срабатывание принципа выталкивания и притягивания. Всегда находятся работодатели, которые хотят подешевле нанять трудящихся-мигрантов, и всегда находятся мигранты, которые в поисках лучшей доли нанимаются к таким работодателям.

Мы не должны забывать, что миграция состоит из нескольких компонентов. Есть миграция высококвалифицированных специалистов, есть миграция специалистов среднего уровня и есть миграция специалистов без квалификации. В настоящее время существует конкуренция между странами за высококвалифицированных работников.

KaDOZOR: Компания "Кадровый ДОЗОР" выпустила несколько каталогов кадровой индустрии России и ближнего зарубежья. В этих каталогах не было раздела, посвященного выстраиванию цивилизованных отношений между мигрантами и принимающими их властными структурами. Полезен ли будет такой раздел в следующих изданиях "Кадрового Дозора" и что он должен в себе содержать?

Нелим Баруа: Поскольку потребителями информации, содержащейся в "Кадровом Дозоре", являются работодатели, то было бы очень полезно добавить в следующие издания каталога раздел о найме трудящихся-мигрантов. Так, Международная организация труда, совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), разработала буклет и брошюру для работодателей по легальному найму иностранной рабочей силы в Российской Федерации. Они ориентированы как раз на работодателей. Мы можем предоставить эту информацию компании "Кадровый ДОЗОР" для создания раздела каталога, который будет хорошим подспорьем для работодателей, нанимающих иностранных работников.

Источник: ИнформБюро KaDOZOR


НАРОДЫ РОССИИ  Цитирование и перепечатка приветствуются
 при гиперссылке на сайт "НАРОДЫ РОССИИ" (www.narodru.ru).
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Яндекс цитирования